Взрослая опера для детей
Выпуск 54
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова — один из наших знаковых спектаклей. Его даже снимал телеканал «Культура» для проекта «Театр в кино», и он с успехом шёл на большом экране. Но в оригинале опера длится около трёх часов — для детей это нереально.
Мы создали свою редакцию, оставив самое яркое и важное в музыке. Некоторые эпизоды даже поменяли местами, чтобы ключевые музыкальные моменты, значимые для нас, людей музыкального театра, стали событием и для зрителя. В полной версии они часто теряются в океане музыки — её там столько, что можно утонуть.

Тут несколько важных вопросов. Во-первых, у каждого возраста свои сказки и книги. Не надо пытаться впихнуть в ребёнка то, что для его возраста ещё рано. Другое дело, когда ребёнок уже готов говорить на языке классики. Счастье русского музыкального театра в том, что половина его произведений — это тексты Пушкина, знакомые нам с колыбели. Я читал стихи Пушкина своим дочкам, когда они ещё лежали в колыбели. Это спасение: нет барьера незнания сюжета, персонажей или событий. К знакомому тексту Пушкина добавляется сложный, но увлекательный язык музыкального театра.
«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» — эти спектакли для разных возрастов. Шестилетку на «Пиковую даму», конечно, вести не стоит. А вот для подростка — самое то. Страсть, навязчивая идея — темы, которые цепляют в этом возрасте. Почему бы не обсудить это через гениальные тексты Пушкина и музыку Чайковского? Классика — прекрасный материал для разговора с юной аудиторией. Главное — распоряжаться им разумно, без фанатизма. Фанатики, мне кажется, приносят больше вреда, в том числе в театре. Спокойнее нужно быть.