Рождение фестиваля
Выпуск 41
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В художественном творчестве, да и в художественном менеджменте как его части, есть что-то захватывающее, когда рождается нечто, чего вчера ещё не было. У меня в жизни несколько раз были такие фантастические моменты. Например, первое исполнение произведения, которое никогда раньше не звучало. Это невероятное ощущение дрожи! Музыка, которой позавчера не существовало, вчера композитор перенёс на бумагу, принёс в театр, а сегодня мы её уже играем. Никто её не слышал, она была только на нотном листе — и вот она оживает. Это потрясающая история.
Такой же трепет вызывает создание новых структур, вроде фестивалей. За свою жизнь я придумал и воплотил два фестиваля. Один из них — в Москве, он живёт и процветает, проходит каждый год. Это фестиваль «Видеть музыку» Ассоциации музыкальных театров. В этом году ему исполняется десять лет — юбилей! Сегодня это одно из ключевых событий года для всех, кто связан с музыкальным театром — от оперы до мюзиклов. С февраля театры со всей страны выстраиваются в очередь: шлют заявки, звонят, добиваются своего места на фестивале. Но десять лет назад его не существовало.

Москва и без того перенасыщена культурными событиями, но, наверное, в этом и сила нашего фестиваля. В этом густом культурном «бульоне» ты должен предложить что-то по-настоящему важное. И тогда понимаешь: направление, в котором движешься, стоит всех усилий. Особенно когда знаешь, каково работать в провинциальных театрах. Это самоотверженные, невероятно мужественные люди. Мы, защищённые МКАДом, даже не представляем, сколько проблем им приходится решать каждый день. Материальные трудности, нехватка кадров, отношения с местной властью, выстраивание диалога с публикой, формирование репертуара — гигантское количество вопросов, на которые нужны ответы.
И вот мы создали эту площадку — фестиваль «Видеть музыку». Место, где театры могут показать себя, обменяться опытом, вдохновиться.