Опера, оперетта, мюзикл: в чём разница?

Выпуск 21
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мой замечательный учитель, народный артист Советского Союза Владимир Акимович Курочкин, в своё время знаменитый артист Свердловской оперетты, потом многолетний художественный руководитель Свердловского театра музкомедии, потом Московской оперетты, а потом Пермского театра оперы и балета, рассказывая нам, своим студентам, про историю и генезис музыкальных театральных жанров, любил квалифицировать их так: «Оперу придумали люди странные, потому что это странная идея, что человек должен петь, а не разговаривать. Оперетту придумали люди весёлые», — говорил Владимир Акимович, и здесь, конечно, его лицо расплывалось в широчайшей улыбке, потому что, наверно, никто не любил так оперетту, как Владимир Акимович Курочкин.
Если серьёзно, конечно, само слово «оперетта» уже о многом говорит, потому что это окончание «опер-етта» означает «маленькая оперка».
Опера, оперетта, мюзикл: в чём разница?
Ещё точнее, опера была придумана во дворцах королей и в замках герцогов. Предназначена она была для услаждения благородного слуха высокой публики, и говорила она о легендарных героях, богах, высокой трагедии словами высокой поэзии.
Оперетта родилась как жанр почти уличный. Только что появившийся класс буржуазии и мелких лавочников решил, что ему нужна какая-то своя опера, говорящая на близком ему языке. И тогда весёлые французы, в отличие от серьёзных итальянцев, придумали почти пародийную форму оперы. Недаром многие оперетты Жака Оффенбаха (допустим, «Прекрасная Елена») пародируют античные сюжеты, в которых древнегреческие боги начинают говорить простым, мещанским языком современных Оффенбаху французов, решать мелкие семейные, бытовые проблемы и выяснять отношения.
Мюзикл — это, безусловно, уже XX век: ревущие двадцатые, джаз, чарльстон, регтайм — это другие ритмы. Жанр уже на стыке не только музыки и слова, но и музыки, слова и движения. И очень часто в мюзикле чуть ли не доминирующим становится танец.
Эти три замечательных ветви великого искусства музыкального театра обращены к разным органам наших чувств: опера в первую очередь обращается к нашей душе, чувству высокого, оперетта — к нашему уму и страсти к ироничному диалогу, а мюзикл — к нашему телу, чувству ритма и желанию танцевать.

Последние выпуски программы

Самый главный человек в опере

Если отвечать просто, конечно, самый главный человек в опере — это композитор.

Что первично в опере: либретто или музыка?

Опера, конечно, корнями уходит в поэзию. И первые оперы так и назывались: «поэзия», или «драма в музыке» — «favola in musica».

Штатное расписание: сколько человек создают оперный спектакль?

Опера — это не только вершинное достижение человеческого гения. В опере соединяется абсолютно всё: и пение, и движение, и драма, и музыка, и архитектура, и живопись — всё.