Табула четвёртая. Потом и кровью

  • 19 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Однажды концертмейстер оркестра Ленинградской филармонии приехал к Евгению Мравинскому домой по репертуарным делам. Посетитель застал дирижёра с лупой в руках изучающим партитуру Пятой симфонии Чайковского. «Я боюсь пропустить какую-нибудь точечку», — поспешил сообщить Евгений Александрович. В тот период карьеры маэстро уже знал нотный текст наизусть. Он исполнял сочинение сотни раз и записал несколько студийных вариантов.
Мравинский прекрасно помнил, как совсем молодым готовился с Заслуженным коллективом к первому исполнению Пятой симфонии в зале Ленинградской филармонии. Её директор не доверял неопытному дебютанту дирижировать сложным по музыкальной драматургии произведением. Мравинский долго умолял дать ему шанс. Директор наконец сжалился. Начались репетиции. Мравинский вышел к оркестру и стал энергично размахивать руками. Так он пытался эмоционально завести коллег и добиться их внимания. «Со второго такта я обливался потом, тратил безумное количество физических сил», — вспоминал маэстро.
Табула четвёртая. Потом и кровью
Основную идею опуса он уловил сразу. «Но „точка правды“ была подана слишком утрированно, преувеличенно, показана как бы под лупой», — оценивал свою работу сам мастер. Со временем Мравинский внёс коррективы в трактовку сочинения. Евгений Александрович считал, что до истинных глубин симфонизма Чайковского одними руками и ушами не добраться. В нотном тексте русского классика Мравинский отразил свои познания в поэзии, литературе, живописи. Маэстро полемизирует с теми, кто считает музыку композитора сентиментальной, располагающей к излишней свободе. Пятая симфония Чайковского в версии Мравинского — это концентрация трагизма и неумолимых жёстких пульсов. «Я не рассматриваю финал как победу над злом. Заключительные страницы партитуры, где трубы ведут главную тему, вызывают страх, пусть и в мажоре», — подчёркивал Мравинский.
В своё время Герберт фон Караян, непререкаемый авторитет дирижёрского искусства второй половины 20 века, записал все симфонии Петра Ильича. По окончании работы он попросил достать ему пластинки, где эти же произведения исполняет оркестр под управлением Евгения Мравинского. Австриец послушал все записи, в том числе Пятую симфонию, и сказал своему продюсеру: «Всё, что мы записали, надо выкинуть к чёртовой матери!»

Последние выпуски программы

Табула десятая. Свой среди чужих, чужой среди своих

Евгений Мравинский мог быть художником, поэтом, писателем и даже биологом, но в итоге музыка стала смыслом всей его жизни. В правильности выбора профессии Евгений Александрович сомневался даже в ранге великого дирижёра ХХ века.

Табула девятая. Нотатки

На чёрно-белой старой фотографии маленький мальчик ангельской внешности сидит на коленях у благородного вида женщины, а позади них стоит важного вида господин. Групповой портрет петербургских дворян Мравинских. Октябрьские события разрушат семейную идиллию.

Табула восьмая. Кащей Бессмертный

Евгений Мравинский критично относился к своим записям, редко был ими доволен. Но однажды жена маэстро Александра Михайловна Вавилина, получив из Вены только что выпущенную пластинку дирижёра с музыкой из балета Стравинского «Аполлон Мусагет», не удержалась от прослушивания релиза.