Скажи мне, кто твоя жена, и я скажу, кто ты…
У Евгения Мравинского было три супруги. Первая — Ольга Алексеевна, в девичестве Карпова. В домашнем кругу звалась Зайцем или Лютиком. Они были ровесниками. Весёлая и лёгкая на подъем Ольга радостно шла по жизни рядом с талантливым мужем. Их воспринимали, как идеальную и эффектную пару.
На пороге 50-летия Евгений Александрович напишет в дневнике: «Жизнь на исходе, — и вся пройдена не в том материале». Вскоре встретит Инну Михайловну Серикову. Она моложе на 20 лет. Её он любил больше всех. А некоторые знакомые судачили, что Инна совсем ему не подходит — простовата для интеллектуала и дворянина, говорящего на прекрасном французском и сочиняющего стихи. Евгений Александрович без Инны откровенно скучал. Она работала в областной филармонии. Не дожидаясь её звонка в дверь, часто встречал на автобусной остановке. Они обнимались, Мравинский молодел на глазах и превращался в сентиментального мальчишку. Совсем не похожего на «коршуна», каким его привыкли видеть музыканты оркестра Ленинградской филармонии.
Другом семьи был известный в середине 50-х скульптор Гликман. Профессиональным взглядом он ловил на довольном лице Евгения Александровича и многое другое: затаённую печаль, трагизм, противоречивость и сложность натуры. Все наблюдения выразил в портрете маэстро. Инна тихо сказала: «Как вы хорошо знаете Женю». Работу Мравинский выкупил. Она висела у него дома. Гармоничный брак с Инной Михайловной был недолгим — всего 7 лет, из которых последний год Инна угасала от неизлечимой болезни.
В 1963 году Мравинский прерывает летние выступления в Кисловодске и едет к умирающей жене в Ленинград. Закрыть концертный сезон без него невозможно. Он возвращается к оркестру. Но ежедневные телеграммы о здоровье Инны читает как «партитуру жизни и смерти». В последний день гастролей информация не приходит. Евгений Александрович садится в вагон поезда, закрывается в купе и ничего не ест… Инна умрёт через год. Гликман сделает её посмертный бюст. Он займёт центральное место в квартире Мравинского.
Третья жена — видная, со спортивной фигурой Александра Михайловна Вавилина. Разница в возрасте между ними почти четверть века. Она флейтистка в его коллективе. Евгений Александрович не выбирал Александру. Посоветовала Инна. И не ошиблась. Похоронив Мравинского рядом со второй женой, Вавилина собрала по дням 70 лет жизни дирижёра и подготовила к изданию его личные записи. «Дневник на память» открыл нам Мравинского–романтика.