Не-Крейцерова соната

Выпуск 68
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В историю это произведение вошло с именем того, кто никогда его не играл, хотя композитор, разумеется, рассчитывал на другое.
Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9, так называемая «Крейцерова».
С Родольфом Крейцером Бетховен встречался в Вене во время визита скрипача в составе свиты посла Французской Республики, лет за пять до сочинения сонаты. Композитору музыкант запомнился милым, славным и непринуждённо-естественным человеком, общение с которым доставило много удовольствия. Да и исполнительские доблести скрипичной звезды Парижа не оставили равнодушным. Поэтому в выборе адресата посвящения новой сонаты Бетховен не сомневался: только Родольф Крейцер. Такое посвящение могло бы помочь как в расположенности самого исполнителя, так и в намерениях завоевать музыкальный истеблишмент французской столицы (план, который Бетховен вынашивал не один год, но которому не суждено было сбыться).
Не-Крейцерова соната
Однако эффект получился обратный. Несмотря на дружеские отношения и переписку, Родольф Крейцер счёл новую сонату Бетховена «до крайности невразумительной» и даже не пытался когда-либо её исполнить. На этом историю незадачливого посвящения можно было бы и закончить, если бы не одно «но». В архиве Бетховенского Дома в Бонне по сей день хранится неполный автограф сонаты с надписью, от которой веет дружескими посиделками, совместными авантюрами, да и просто добрыми отношениями, приправленными изрядным юмором: «Мулатическая соната, сочинённая для мулата Бриджтауэра, большого сумасброда и мулатского композитора».
Кто такой этот Бриджтауэр и при чём тут Крейцер?
Всё дело в двойном посвящении сонаты, получившемся из-за полнейшего недоразумения, в результате которого композитор лишился друга, а из истории — вместе с изменённым посвящением — был вычеркнут талантливый виртуоз и первый исполнитель сонаты. Кто же он?
Джордж Огастас Полгрин Бриджтауэр — британский скрипач-мулат таинственного происхождения. Его отец — выходец из Вест-Индии, мать — не то австрийка, не то полька. Родился в Польше, учился в Австрии (якобы у самого Гайдна!), жил в Англии и с успехом концертировал по Европе. На афишах его величали не иначе как «сыном африканского принца», что было чудной маркетинговой выдумкой отца. Будучи в Вене, Бриджтауэр сошёлся с Бетховеном, который потратил немало сил, чтобы ввести нового друга в высшее общество. Композитор не скупился на восторженные комплименты в адрес виртуоза. А ради совместного участия в сольном концерте Бетховен (по просьбе Бриджтауэра) сочинил новую сонату, с блеском исполненную в венском Аугартене в мае 1804 года.
Что же случилось между друзьями, из-за чего Бетховен был вынужден переадресовать посвящение?
Как говорится, cherchez la femme — ищите женщину. Молва гласит, что мужчины не поделили некую даму, благосклонности которой оба добивались. Судя по всему, композитору дама предпочла экзотического мулата-красавца, что стало роковым как для дружбы обоих, так и для дальнейшей жизни приснопамятной сонаты. Рождённая и задуманная как Бриджтауэр-соната, она стала Крейцеровой.
Хотя, как кажется, в этом спорном треугольнике не оказалось победителей, кроме самой музыки. Какое бы имя ни носила соната, она — абсолютный шедевр.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту