Воспоминание о дорогом месте
Выпуск 79
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыкальные посвящения могут быть адресованы возлюбленным, покровителям, персонам прицельно избранным, работодателям. Случается и ещё один вариант: географическая точка на карте. Подобный расклад прекрасен во всех смыслах: «объект» посвящения счастливо преумножает великую славу «места создания шедевра», а автор получает солидное вознаграждение от владельцев. В нашем случае — 6 тысяч рублей серебром годового содержания на протяжении более двадцати лет!
О чём это мы?
Вдова железнодорожного магната пришла в жизнь композитора внезапно и восторженно. В конце 1876 года Пётр Ильич Чайковский получает письмо от богатой дамы по имени Надежда Филаретовна фон Мекк: «Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместным, потому что Вы привыкли и не к таким похвалам, и поклонение такого ничтожного существа в музыке, как я, может показаться Вам смешным. (…) Поэтому скажу только и прошу верить этому буквально, что с Вашею музыкою „живётся легче и приятнее“».
Так начинается знаменитая история переписки и финансовой помощи, которая окажется фундаментом жизни композитора: и повседневной, и профессиональной. Они никогда не встретятся, зато в письмах будут поверять друг другу самые сокровенные мысли и чувства. Что и говорить: Пётр Ильич был благодарным «объектом восхищения»: щедрой меценатке он посвятил не одно сочинение: здесь и Четвёртая симфония, и Первая оркестровая сюита. Все посвящения тайные, широкой публике (по желанию самой фон Мекк) не разглашаются. Издательство Юргенсона печатает лишь скромное: «Моему лучшему другу». Зашифрованной оказалась и адресная строка нового триптиха для скрипки и фортепиано под названием «Воспоминание о дорогом месте»: на титульном листе красуется надпись «Посвящается Б******».

Огромное поместье Браилов в Винницком уезде Подольской губернии, в 9 тысяч десятин земли с большой усадьбой и сахарным заводом чета фон Мекк приобрела ещё в 1868-м. За все 13 лет владения имением ожидаемого дохода не было: сказывались нечистоплотные действия управляющих. После долгих колебаний вдова, обуреваемая мыслями, что продешевила, продаст Браилов сыну дипломата, князю Горчакову за один миллион четыреста тысяч рублей. Но в историю усадьба вошла не владельцами, а пребыванием в ней великого Чайковского.
В конце 1870-х Пётр Ильич трижды приезжает в поместье — аккурат в момент намеренного отсутствия хозяйки. К пребыванию композитора всё готово в лучшем виде, а дворовым слугам дан строгий наказ: гостя не беспокоить, подчиняться беспрекословно. Много позже композитор будет повторять, что «поездки в Браилов останутся в памяти лучезарным воспоминанием о самых поэтических днях жизни».
И ведь не поспоришь! Что за волшебная местность! Сплошное чернолесье из дуба и граба, крутые холмы, бархатные луга, чистейшая река и соловьи… Удобный, великолепно обставленный дом с несколькими музыкальными инструментами и специальной декоративной башней, из окон которой открывается чудный вид на монастырь. Совсем рядом, над рекой Ров — скала, любимое место прогулок и размышлений. Разве мог Чайковский остаться равнодушным? Мобилизация всех глубинных поэтических струн была неизбежна.
Цикл «Воспоминание о дорогом месте» — далеко не единственное, что Чайковский напишет в благословенных краях. Но единственное, что чистосердечно посвящено месту, подарившему гению покой и вдохновение.
«Мой дорогой и драгоценный друг, какую радость ты мне доставил, прислав мне печатную версию скрипичных пьес, посвящённых Браилову! Я вдохновлена! Благодарю тебя, мой верный друг, снова и снова!» — писала Чайковскому Надежда Филаретовна. Памятуя о невероятных красотах цикла «Воспоминание о дорогом месте», можно ли с ней не согласиться?