О бедном студенте замолвите слово

Выпуск 77
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Каждый из нас по-своему реагирует на психологически сложные жизненные ситуации. Кто-то изливает душу близкому другу, другие — случайным попутчикам, третьи, следуя путём цивилизационного развития, отправляются за помощью к профессионалам по части врачевания душ… Композиторы в этом смысле — люди особые. У них есть, как минимум, плюс один способ справиться с эмоциональным потрясением: взяться «за перо» и дать жизнь новому произведению. Этим «грешили» абсолютно все. Даже те, кто максимально абстрагировался от какой-либо демонстрации личных эмоций.
Наш герой довольно красив, роскошно-элегантен, умно-ироничен и всегда уверен в собственной исключительности. Встречайте: студент Петербургской консерватории и будущая звезда отечественной музыки Сергей Прокофьев.
В творческом портфеле молодого композитора нет места сочинениям, хоть в малейшей степени склонным к чувствительности, мечтательной романтичности, ностальгической грусти или (Боже упаси!) открытому выражению чувства. В действии правило трех «Э»: энергично, эпатажно, экстравагантно. А ещё авангардно и изобретательно, саркастично и интеллектуально. Вам не нравится? Ваши проблемы!
О бедном студенте замолвите слово
Прокофьев с лёгкостью шагал по студенческой жизни, без всякого опасения высказывая собственное мнение: как открыто, так и на страницах личного дневника. Повседневные дела, симпатии, мысли и взгляды на искусство… «Летопись жизни» Сергей Прокофьев явно писал с прицелом на будущие публикации. Дела сердечные, о которых музыкант довольно много и подробно рассуждает, — легки и приятны, а расставание с очередной пассией не вызывает сильных душевных расстройств. И так — до поры до времени.
В августе 1913 года Сергей Прокофьев представляет премьеру нового, Второго фортепианного концерта. Реакция публики и критики — в лучших традициях музыкальных скандалов: возмущённые рецензии, упрёки в «маяковничаньи», сравнение с воплями мартовских котов и даже лёгкий намек на нецензурную брань. За сугубо новыми формами музыкального «облачения» мало кто заметил суть: музыку невероятного масштаба, неукротимой силы и глубочайшего трагизма. Повествование Концерта охватывает широчайший и прежде для композитора не характерный спектр эмоций: здесь и смиренная ностальгия, и ярость возмущённого сознания, отказывающегося принимать свершившееся, и «кладбищенские ветра» зубодробильного скерцо, и инфернальные звучания интермеццо, в очертаниях которого угадываются контуры знаменитой темы смерти Dies Irae. И острейший — с точки зрения образности — финал с предсмертной гримасой в духе Меркуцио и убаюкивающей колыбельной, разрастающейся до колокольного набата.
Что это? Откуда всё это у оптимистичного 22-летнего Прокофьева?!
За несколько месяцев до премьеры Прокофьев получает от близкого друга письмо следующего содержания: «Сообщаю тебе последнюю новость: я застрелился».
Максимилиан Шмидтгоф, приятель по консерватории, с которым прочитано и обсуждено множество книг, проведено несметное число интереснейших бесед, совершены увлекательнейшие путешествия, добровольно ушёл из жизни! Шмидтгоф и Прокофьев обожали всё «страшно шикарное»: эффектно одеваться, производить впечатление, швырять деньгами. Однажды оба приобрели по костюму ярко-красного цвета — исключительно для эпатажа. В какой-то степени оба — как в зеркале — отражали друг друга, хотя Макс никогда не обладал уверенностью и выдержкой друга.
Макс Шмидтгоф, племянник драматического актёра Николая Шмидтгофа, выросший без средств, презирающий работу, всей душой рвущийся к блеску золота, праздности и шику, оказался в долгах. Выход нашёлся быстро: первоклассный костюм, лакированные туфли, фрачная рубашка и револьвер.
Прокофьева охватил ужас. Зачем же так ломать жизнь?! Одиночество доводило до отчаяния. Осознание собственной слабости и беспомощности казалось непреодолимым. Пусть здоровая психика композитора и оградила от чрезмерной эмоциональной реакции, шок остался, а на титульном листе Второго концерта появилась надпись: «Посвящается памяти Максимилиана Шмидтгофа».
Порой одна строчка способна вобрать в себя целый мир.

Последние выпуски программы

После Бога только Папа

Известнейшее высказывание Вольфганга Амадея Моцарта «После Бога только Папа» — ключ и к личной философии композитора, и к его представлениям о должном миропорядке. Но мы не о Леопольде Моцарте...

Полцарства за коня, или Дар императора

Гектор Берлиоз, страстно влюблённый в ирландскую актрису Гарриет Смитсон, вложил в музыку «Фантастической симфонии» обуревавшие его эмоции. Посвящение сочинения музе кажется очевидным. Но всё не так просто.

Талант, упрямство и… расчёт

Пётр Ильич Чайковский. Первый фортепианный концерт. На титульном листе партитуры стоит посвящение не русскому деятелю, а немцу Гансу фон Бюлову, который стал первым исполнителем Концерта. Несправедливо?.

Поиск по сайту