Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Выпуск 51
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«В чём сила? Я думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильнее». Это знаменитый афоризм из кинофильма «Брат-2», восходящий к словам Александра Невского о том, что Бог — не в силе, а в правде.
Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух. Но осталась небывалая способность слышать звуки внутри себя. Бетховен порывался сам руководить премьерой и во время исполнения, как минимум, отбивать такт! Но главный дирижёр венского Кертнертортеатра Михаэль Умлауф приказал артистам просто не смотреть на Бетховена, дабы не сбиться.
Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»
И вот, отзвучали последние такты симфонии… Пауза… Зал взрывается аплодисментами. Долгожданный триумф. Победа композитора над горестями жизни. Торжество силы духа и мужества над слабостью и увечьями. Полное единение с миром. «Ода к радости» — главная тема Девятой Бетховена, ее смысл, цель, сущность и душа. Финал симфонии завораживает. Это не просто триумфальное окончание великого произведения. Это заповедь, проповедь, завещание и неистовое внушение всем, кто искренне стремится изменить далёкий от совершенства мир.
Воздействие Девятой Бетховена на души и умы современников и потомков было такой силы, что в музыке возник настоящий кризис: куда идти дальше? Бетховен — мастер, глыба, недосягаемая величина — задал планку, преодолеть которую под силу лишь единицам. Кто же они, эти избранные? В 19-м веке, как минимум, двое. Йоганнес Брамс — немецкий композитор и пианист.
Начинал он ярко и эффектно — как наследник Роберта Шумана, чей гений во многом был обязан душевному расстройству. Брамс, в отличие от Шумана, — здрав, серьёзен, вдумчив, рассудителен. При этом — страстен, романтичен, нежен и импульсивен. Вероятно, именно в таком «несочетаемом сочетании» и кроется особенность музыки Брамса: по своей природе она фундаментально классична, но чувствительна и эмоциональна по сиюминутному состоянию души.
Боготворивший классиков Брамс постоянно ощущал за собой поступь гиганта — Бетховена. Все попытки создать симфонию — которую должен написать всякий уважающий себя композитор австро-немецкого происхождения (!) — проваливались с треском. То из предполагаемой симфонии получался концерт, то серенада… И вот, наконец, к 43-м годам Йоганнес Брамс представляет публике свою Первую симфонию. Позади почти 15 лет труда!
А результат?
Современники без стеснения окрестили Первую Брамса — Десятой… Бетховена! Что это: провал или триумф? Брамс раздосадован. Последней каплей в чаше терпения становится реплика «знатока», обвинившего композитора в том, что мелодия финала симфонии уж очень напоминает «тему радости» из Девятой Бетховена. В ответной реакции Брамс отбрасывает всяческий политес: «Только осёл этого не заметит!»
Занавес.
Брамс зря переживал. Его Первая симфония — стала новым прорывом и выходом из многолетнего творческого тупика для многих композиторов. Не тему ли финала Первой симфонии Брамса — с намёком на Бетховена — имел ввиду великий австрийский композитор Густав Малер, когда сочинял вступительные фанфары Третьей симфонии? Ответ очевиден.
«Сила и правда» Бетховена столь велики, что коснулись сердец многих поколений уже после жизни венского классика. Малер — не исключение. А что было в душе у самого Бетховена — одному Богу ведомо.

Последние выпуски программы

Музыкальное бюргерство Чайковского

Лето 1875 года Петр Ильич Чайковский проводит в имении друга — потомственного дворянина, мецената и страстного любителя музыки Владимира Степановича Шиловского. Там, на Тамбовщине, в селе Усово, Чайковский с нетерпением предвкушает запланированную осеннюю премьеру Первого фортепианного концерта.

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.

Загадка соль минора, Или «штюрмерство»

Вольфганг Амадей Моцарт. Его Сороковая симфония соль минор — бриллиант «Граф Орлов» среди прочих алмазов. Музыка, которая удивительным образом соединяет взволнованную исповедальность и бунтарскую решимость вкупе с погружением в глубины философской мысли.