Цветы, дружба и… плагиат

Выпуск 43
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Георг Фридрих Гендель. Вершина музыкального барокко. Уже при жизни композитор имел удовольствие лицезреть памятник самому себе — в знак признания музыкальных заслуг. Но есть нюанс. В Европе был ещё один музыкант, испытавший столь же изрядную долю почета, уважения и восхищения.
Знаменитый панегирик в его адрес гласит: «Люлли достоин славы, / Корелли лестных мнений, / Один лишь Телеман превыше всех хвалений». Георг Филипп Телеман — композитор-универсал, автор около четырёх тысяч (!!!) сочинений во всех мыслимых и немыслимых жанрах, человек-оркестр, владевший десятком инструментов, неисправимый труженик, шутник и балагур.
Цветы, дружба и… плагиат
А ещё — хороший друг Генделя: их дружба началась с короткой встречи в родном для Генделя Галле и продолжалась более полувека. Родом из Саксонии, оба в молодости — по настоянию родителей — изучали ненавистное право, оба без тени сомнений расстались с юриспруденцией — в угоду музыке. Гендель, в итоге, стал эмблемой музыкального Лондона, а Телеман — «звездой» Германии. Зная страсть Телемана к экзотическим цветам, Гендель присылал ему из Лондона любимые растения, Телеман же снабжал друга… музыкальными темами, вошедшими в число знаменитых генделевских «плагиатов».
«Мои мелодии, — говаривал Телеман, — пригодятся на все случаи жизни — хоть для исполнения больным скарлатиной, хоть для пения младенцам». Пригодились они и Генделю.
В начале 30-х годов 18 века Телеман издает сборник сюит, концертов, квартетов и сонат под названием «Musique de table», или «Столовая музыка»: пьесы для развлечения и увеселения — возможно, даже во время вкусной трапезы. Среди подписчиков нового издания (а стоимость солидная!) — известные музыканты, в том числе и Гендель. Часть одной из сюит сборника носит название «Форейтор», или «Кучер»: почтовый рожок, спешка, важное послание — всё это мы воочию видим в пьесе Телемана.
Спустя 11 лет Гендель пишет ораторию «Валтасар» — о вавилонском царе, получившем таинственное послание. В самый разгар Валтасарова пира появляется рука, которая на стене оставляет письмена со словами пророчества. Валтасар в панике призывает всех мудрецов и прорицателей расшифровать таинственную надпись. Спешка, сумятица, неразбериха. Неудивительно, что Гендель прибегает к музыке Телемана!
Сборник «Musique de table» Телемана оказался золотой жилой для Генделя. Самое феерическое заимствование Генделя из «Musique de table» Телемана — в оратории «Соломон». И это пример того, как Гендель мог мастерски ухватиться за понравившуюся идею и превратить её в яркое и самостоятельное произведение.
Вторая часть коллекции Телемана — помимо всего прочего — включает в себя Концерт для трех скрипок, струнных и континуо. Начинается он так.
Не слишком ли известная музыка? Вроде бы да, вроде бы и нет. В чём же дело? Дело в том, что знаем мы эту музыку в другом варианте: не Телемана, а Генделя. Знаменитая праздничная сцена Прибытия царицы Савской ко двору царя Соломона из оратории Генделя «Соломон», с которой мы и начали наше расследование. Круг замкнулся.
Что нужно для настоящей дружбы? Общие интересы да взаимовыручка! Генделю с Телеманом и того и другого не занимать!

Последние выпуски программы

Музыкальное бюргерство Чайковского

Лето 1875 года Петр Ильич Чайковский проводит в имении друга — потомственного дворянина, мецената и страстного любителя музыки Владимира Степановича Шиловского. Там, на Тамбовщине, в селе Усово, Чайковский с нетерпением предвкушает запланированную осеннюю премьеру Первого фортепианного концерта.

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.

Загадка соль минора, Или «штюрмерство»

Вольфганг Амадей Моцарт. Его Сороковая симфония соль минор — бриллиант «Граф Орлов» среди прочих алмазов. Музыка, которая удивительным образом соединяет взволнованную исповедальность и бунтарскую решимость вкупе с погружением в глубины философской мысли.