Плагиаты Генделя

Выпуск 39
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Англия, Лондон. Музыкальный кумир английской аристократии, Георг Фридрих Гендель, даёт интервью.
— Мистер Гендель, кажется, в новом сочинении Вы использовали тему синьора Бонончини?
— Разумеется! Она слишком хороша для него! Он попросту не знал, что с ней делать!
Этот диалог — не вымысел. Более того: своим творчеством Георг Фридрих Гендель подтверждал личную уверенность в том, что хорошая музыкальная идея — кто бы ни был её автором — не должна пропадать.
Плагиаты Генделя
Заимствование чужой музыки широко практиковалось вплоть до конца 18 века. Этим «грешили» абсолютно все: и Бах, и Моцарт, и многие другие. Гендель — не исключение.
Но есть нюанс. Общепринятая подоплёка такого «цитирования» этически основывалась прежде всего на почтении к автору первоисточника. Гендель же добавляет «перчинки». Он не просто заимствует понравившуюся музыку: он делает всё, чтобы показать, что его вариант — значительно лучше и ярче. Как выразился один из современников, «Гендель подбирает камни и превращает их в бриллианты». Перфекционист во всём! Гендель — феноменальный органист эпохи, исполнитель и импровизатор, через его руки прошло огромное количество органных и клавирных пьес. В их числе — Канцона немецкого композитора 17 века Иоганна Каспара Керля. Как мог Гендель не воспользоваться тем, что учил в Галле будучи мальчиком и что нравится сердцу?!
Задумано — сделано. И вот, «превращаются брюки…» (то бишь канцона Керля) хор из оратории «Израиль в Египте», повествующий об Исходе евреев. К моменту написания оратории стиль Иоганна Каспара Керля давно устарел, но Гендель намеренно прибегает к «элементу старины» как показателю серьёзности момента: суровая радость египтян после обрушившихся на них десяти казней.
По сюжету израильтяне, ушедшие от погони, преодолевшие Красное море и, в конечном итоге, обретшие свободу после 200-летнего рабства, возносят хвалы Господу: звучит благодарственная песнь пророка Моисея и всего народа… По стечению обстоятельств в руки Генделя попали ноты старинного венецианского композитора Джованни Габриели, жившего на рубеже 16-17 столетий. И вот — в качестве благодарственной песни Моисея перед нами предстает… ричеркар Габриели, написанный за сто с лишним лет до Генделя.
Справедливости ради заметим, что и музыка Генделя, в свою очередь, стала объектом подражания для последующих поколений музыкантов, в том числе — знаменитая Пассакалья из Седьмой клавирной сюиты. Но это уже совсем другая история…

Последние выпуски программы

Музыкальное бюргерство Чайковского

Лето 1875 года Петр Ильич Чайковский проводит в имении друга — потомственного дворянина, мецената и страстного любителя музыки Владимира Степановича Шиловского. Там, на Тамбовщине, в селе Усово, Чайковский с нетерпением предвкушает запланированную осеннюю премьеру Первого фортепианного концерта.

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.

Загадка соль минора, Или «штюрмерство»

Вольфганг Амадей Моцарт. Его Сороковая симфония соль минор — бриллиант «Граф Орлов» среди прочих алмазов. Музыка, которая удивительным образом соединяет взволнованную исповедальность и бунтарскую решимость вкупе с погружением в глубины философской мысли.