«От любви до…», или Соперничество длиною в жизнь

Выпуск 52
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
У композитора по имени Людвиг ван Бетховен было несчастливое детство. А как иначе, если отец, ни на йоту не обладавший педагогическим талантом, вознамерился сделать из собственного отпрыска вундеркинда?! Психологическая ловушка, в которую попал родитель Людвига, понятна: банальное честолюбивое желание возвыситься на славе талантливого сына и «перезагрузить» идею воспитания чудо-музыканта. Недостижимый идеал и пример для подражания — отец и сын Моцарты, чьи имена в годы детства Бетховена гремели по всей Европе.
Юный Людвиг терпеливо переносил муштру отца, лишь чудом сумев не отвратиться от музыки в целом, и от Моцарта, в частности. Напротив. Бетховен боготворил кумира, мечтал о встрече и даже (и помыслить боязно!) — об уроках! Совместные уроки не получились.
«От любви до…», или Соперничество длиною в жизнь
А встречи, несомненно, были, включая ту, во время которой Моцарт, услыхав импровизацию шестнадцатилетнего Бетховена, предрёк ему громкое будущее. Возможно, это просто красивая легенда. Но ошибочно полагать, что венское рандеву весной 1787-го года было единственным. «Встречи», диалог, спор и даже соперничество Моцарта и Бетховена продолжились в дальнейшем. Где? На страницах бетховенских партитур.
Диалог первый — случайный.
Начало Третьей «Героической симфонии» Бетховена беспрецедентно: два резких «удара» оркестра — движение смычков напоминают взмахи сабель — и поехали: сочная тема виолончелей провозглашает рождение Героя. Эта мелодия — одна из самых известных у композитора. И мало кто помнит, что нечто похожее меломаны слышали почти 40 лет назад — на премьере комического зингшпиля 12-летнего Моцарта «Бастьен и Бастьенна». Совпадение? Конечно! Людвиг не мог знать детское сочинение Моцарта, написанное за два года до рождения самого Бетховена и забытое после премьеры аж на сотню лет. Стилистическое родство? Несомненно.
Диалог второй — соревновательный.
«Прочтите „Бурю“ Шекспира и узнаете, о чём эта соната!» — говорят, однажды обронил Бетховен в адрес собственной 17-й фортепианной сонаты. Её финал запоминается моментально — благодаря характерной мелодической фигурке «вздоха» и печали. Но что это? Кажется, нечто похожее?
Вольфганг Амадей Моцарт, тема из первой части 38-й «Пражской» симфонии. И все та же мелодия, сочиненная за пятнадцать лет до бетховенской сонаты. Совпадение? Едва ли. Логично предположить намеренное использование понравившейся мелодической идеи в совершенно ином контексте. А это уже чистой воды соперничество!
Диалог третий — победный.
41-я симфония Моцарта «Юпитер» — недосягаемая вершина композиторского мастерства. Бриллиант идеальной формы и огранки — и квинтэссенция эстетики классицизма. В финале — в праздничном водовороте тем раздается победный клич оркестра. Четыре ноты «соль» в характерном ритме.
Порой для вдохновения — достаточно всего четырех нот. Дальнейшее сделает гений. Например, изменит последний звук. Судьба — с приветом от Моцарта — постучалась в дверь. Но победителей не судят.

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту