Родственные души

Выпуск 49
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Впервые они встретились в Лейпциге в 1888-м — на новогоднем празднике у скрипача Адольфа Бродского. Взаимная человеческая симпатия возникла мгновенно. Оба — крайне эмоциональные и чувствительные. Оба — страстные мечтатели, обожающие природу и уединение. Общие кумиры — Моцарт, Шуман, Бизе. И невероятно близкий взгляд на искусство. Они почти ровесники и носители схожего культурного «кода» — с поправкой на национальную принадлежность. Пётр Ильич Чайковский и Эдвард Григ.
Они встречались лично лишь пару-тройку раз. Остальное — переписка, свидетельствующая об удивительном единении душ. Григ не уставал повторять, что в Чайковском узнавал самого себя, а тот, в свою очередь, не переставал восхищаться человечностью и искренностью друга. У каждого в музыке — свой собственный и всегда узнаваемый стиль: Григ — певец Норвегии, Чайковский — душа России. Они никогда не цитировали друг друга. Они близки духовно и стилистически.
Родственные души
Вслушайтесь в тему финала Фортепианной сонаты Грига. Характерный ритм и общие контуры мелодии напоминают не что иное, как главную тему Пятой симфонии Чайковского… И Чайковский, и Григ — интимны и доверительны по отношению к слушателю. Их музыка проникает в самое сердце и остаётся там навсегда.
«Григ — Чайковский» — метафора душевности и лиричности высшей степени. Недаром среди тех, кто любит Чайковского нет тех, кто не любил бы Грига. И наоборот. Чайковско-григовская поэтика «элегического» и «осеннего» роднит целый ряд произведений обоих композиторов. Мелодические приёмы, выразительные подголоски… Всё это мы слышим у Грига — например, в романсе «Осенью». Они же — знаменитое начало оперы Чайковского «Евгений Онегин», вводящее в атмосферу русской усадьбы и грядущих душевных томлений.
Взаимоотношения Грига и Чайковского озарены восторженной чувствительностью и восхищением в адрес друг друга. Одно из писем Грига — Чайковскому заканчивается словами: «Мы должны повидаться где бы то ни было — в Норвегии, в России или где-нибудь ещё. Родственные души ведь не растут на деревьях».
Ответный жест Чайковского — дарственная надпись партитуры Третьей сюиты с цитатой из романса друга и собственной подтекстовкой: «Ich liebe Grieg, ich schatze Grieg» — «Я люблю Грига, я ценю Грига».

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту