Странствия пассакалии

Выпуск 40
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Говорят, эта мелодия — рекордсмен по числу заимствований. Простота, душевность и небольшая доля трагизма сделали сочинение гения ушедших столетий хитом всех времен и народов на триста лет тому вперед. Что же так привлекло авторов популярных песен в вариациях гения барокко — Георга Фридриха Генделя?
Давайте разберёмся.
Музыкальный стиль французского бэнд-лидера, композитора и аранжировщика Поля Мориа известен каждому, кто хоть как-то знаком с кроссовером ХХ-го века. Музыка — с одной стороны, достаточно лиричная и сентиментальная, чтобы запасть в душу, а с другой — вполне-таки современная в плане адаптации классического наследия. Поль Мориа прекрасно понимал запросы публики 60-х-70-х годов прошлого столетия: щемящая душу лирика вкупе с изрядной долей современного бита.
Странствия пассакалии
В 1970-м Поль Мориа выпускает студийный альбом под названием «Gone is Love» — «Любовь ушла», — где в качестве основной темы главного хита выступает бесхитростная мелодия, повторяющаяся на разной высоте. Автором значатся двое американцев: некто Джо Рид и Глория Склеров. Последняя вскорости будет утверждать, что Джо Рид к композиции не имеет никакого отношения, мол, это просьба продюсеров альбома — включить его имя в релиз.
А что Глория Склеров?
Будем честными: она тоже не является изобретателем популярной мелодии. Это чистейшей воды заимствование музыки Генделя.
Спустя десять лет после Поля Мориа итальянский певец Риккардо Фольи на лейбле Paradiso выпускает новую песню — Alla Fine Di Un Lavoro — «По окончании работы». Автор музыки — итальянец Маурицио Фабрицио, когда-то начинавший карьеру перкуссионистом в оркестре театра «Ла Скала» под руководством Клаудио Аббадо. Классику он, конечно, знал. И вот в новой песне — все та же знакомая тема.
Еще через шесть лет — в 1986-м — американский композитор Дезмонд Чайлд выпустит в свет сразу два хита: один для певицы Бонни Тайлер — «If You Were A Woman, And I Was A Man», а другая песня — для кумира молодежи 80-х, певца, красавца и сердцееда Джона Бон Джови: «You Give Love a Bad Name». В основе песни — все та же тема: Дезмонд Чайлд поймал двух зайцев сразу!
Список популярных песен, основанных на генделевской пьесе, можно продолжать долго — вплоть до «Лунной дорожки» Юрия Антонова и трека «Не в опере венской…» группы «Пикник». Практика показала, что последовательность аккордов в теме пассакалии — так называемая, «золотая секвенция» — пригодна для музыки абсолютно любого стиля и эпохи.
Самый же честный вариант использования пассакальи Генделя обнаруживается на излёте 19-го столетия — в творчестве норвежского скрипача и композитора Юхана Хальворсена. Он прекрасно знал пьесу Генделя, что должным образом и указал в заголовке нового произведения: «Пассакалья соль минор на тему Генделя» для скрипки и альта. С тех пор — и вот уже более ста лет — некогда незамысловатые вариации для клавесина торжественно шествуют по концертным сценам в облике романтической виртуозной фантазии.

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту