Загадка Крейслера

Выпуск 13
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Считается, что любая красивая мелодия непременно должна быть изысканной, прихотливой, быть может, даже сложной.
Но это не так. Порой совсем наоборот: запоминаются и становятся хитами мелодии простейшей конструкции, но с «изюминкой». Раскроем секрет одной из таких
Любая мелодия состоит из интервалов. Прямо как дом из кирпичиков. Интервалы — это два звука, которые звучат одновременно или последовательно — один за другим. У каждого интервала есть название. Например, один и тот же звук, сыгранный или спетый дважды, называется примой. Или, в переводе с латинского на русский — первая. Два соседних звука — секунда, или вторая. Далее следуют терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Это мы сейчас досчитали до восьми. Так вот принято думать, что в красивой мелодии должно быть много разных интервалов — чем больше, тем лучше.
Но оказывается, хит можно написать и с помощью минимального набора из кварт, квинт и октав. Вот вам пример.
Загадка Крейслера
То, что сейчас звучит, — знаменитая тема. Её настоящий сочинитель приписал некогда авторство другому человеку, старинному композитору. Фриц Крейслер, «Прелюдия в стиле Пуньяни». Выразительная, экспрессивная, скрипачи её обожают за невероятный размах смычка и эмоциональность. А из чего состоит эта запоминающаяся мелодия? Из самого простейшего набора интервалов — кварт, квинт и октав.
Если мы — да простит нас Фриц Крейслер — возьмём и сложим эти интервалы в одну кучку, то есть сыграем в одной октаве, то уже никто и никогда не узнает мелодию.
Правда, не похоже? Я бы даже сказала, и на музыку-то не похоже. В чём же дело? Как пела героиня любимой новогодней советской комедии, «Должна быть в женщине какая-то загадка». Так же и с музыкой. Загадка темы, её та самая «изюминка» — в гениальном решении Крейслера раскидать простейшие звуки по разным этажам-октавам — словно стряхнуть с композиторской руки и просто рассыпать. При поддержке аккордов — с большим намёком на страсть и даже трагизм — всё это приводит к невероятному результату: мелодия, элементарная в своей основе, стала одной из самых популярных в мире.

Последние выпуски программы

«От любви до…», Или соперничество длиною в жизнь

У композитора по имени Людвиг ван Бетховен было несчастливое детство. А как иначе, если отец, ни на йоту не обладавший педагогическим талантом, вознамерился сделать из собственного отпрыска вундеркинда?!

Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух.

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.