Загадка Крейслера

  • 2 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Считается, что любая красивая мелодия непременно должна быть изысканной, прихотливой, быть может, даже сложной.
Но это не так. Порой совсем наоборот: запоминаются и становятся хитами мелодии простейшей конструкции, но с «изюминкой». Раскроем секрет одной из таких
Любая мелодия состоит из интервалов. Прямо как дом из кирпичиков. Интервалы — это два звука, которые звучат одновременно или последовательно — один за другим. У каждого интервала есть название. Например, один и тот же звук, сыгранный или спетый дважды, называется примой. Или, в переводе с латинского на русский — первая. Два соседних звука — секунда, или вторая. Далее следуют терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Это мы сейчас досчитали до восьми. Так вот принято думать, что в красивой мелодии должно быть много разных интервалов — чем больше, тем лучше.
Но оказывается, хит можно написать и с помощью минимального набора из кварт, квинт и октав. Вот вам пример.
Загадка Крейслера
То, что сейчас звучит, — знаменитая тема. Её настоящий сочинитель приписал некогда авторство другому человеку, старинному композитору. Фриц Крейслер, «Прелюдия в стиле Пуньяни». Выразительная, экспрессивная, скрипачи её обожают за невероятный размах смычка и эмоциональность. А из чего состоит эта запоминающаяся мелодия? Из самого простейшего набора интервалов — кварт, квинт и октав.
Если мы — да простит нас Фриц Крейслер — возьмём и сложим эти интервалы в одну кучку, то есть сыграем в одной октаве, то уже никто и никогда не узнает мелодию.
Правда, не похоже? Я бы даже сказала, и на музыку-то не похоже. В чём же дело? Как пела героиня любимой новогодней советской комедии, «Должна быть в женщине какая-то загадка». Так же и с музыкой. Загадка темы, её та самая «изюминка» — в гениальном решении Крейслера раскидать простейшие звуки по разным этажам-октавам — словно стряхнуть с композиторской руки и просто рассыпать. При поддержке аккордов — с большим намёком на страсть и даже трагизм — всё это приводит к невероятному результату: мелодия, элементарная в своей основе, стала одной из самых популярных в мире.

Последние выпуски программы

Священное торжество Бетховена

О чём эта музыка? Что тревожило создателя в момент, когда чернила выводили на партитурной бумаге невыразимо прекрасную мелодию? Мир как колыбель вечной печали? Тоска по безвозвратно утраченному счастью? Осознание суетности и конечности земного пути?

Токката и фуга: неразгаданная загадка

Эта музыка — визитная карточка композитора. Иоганн Себастьян Бах, Токката и фуга ре минор. Сочинение небывалой мощи, силы и экспрессии. Наверняка оно прославилось с момента самого первого исполнения!

О любимой арии замолвите слово

На повестке дня — эксперименты над одним очень известным музыкальным произведением. Автор вряд ли мог предположить, что его опус будет не только популярным, но и станет предметом многих всевозможных опытов.