Как Стравинский суд проиграл

Выпуск 8
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Встать! Суд идет!» Слушается дело о музыкальном плагиате. Истец — французский композитор-шансонье, месье Эмиль Спенсер. Ответчик — русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский.
«Стоп! — скажете вы. — Какой плагиат у Стравинского?! Человек, задавший тон всему XX столетию, кумир миллионов… Он не стал бы опускаться до таких вещей». Согласна. Но все дело в том, что попал Игорь Федорович в эту историю совершенно случайно. Давайте разбираться.
Зиму 1910-11 годов Стравинский с семьёй проводит на Лазурном берегу. Представьте себя на месте Игоря Фёдоровича. Вы живёте неподалёку от Ниццы в чрезвычайно престижном и дорогом местечке под названием Больё-сюр-мер, то есть «прекрасное место у моря». Именно здесь, вы пишите первые две картины нового балета «Петрушка». В голове у вас — образ шутливого плясуна, чьё сердце разбито бездушной балериной… А под окном — шарманщик наигрывает одну и ту же мелодию.
Как Стравинский суд проиграл
Вот вы, как и Стравинский, решаете, что это народная старинная песня без автора, и включаете её в Первую картину балета. По сюжету она звучит аккурат в тот момент, когда во время масленичных гуляний на Царицыном лугу появляются шарманщик и две танцовщицы.
Вскоре после премьеры «Петрушки» в 1911 году выясняется, что эта мелодия не народная и не старинная. Её автор — вполне себе живой французский композитор, некто Эмиль Спенсер, а его песня «У неё была деревянная нога» защищена авторскими правами. Итогом слушания дела становится решение суда, по которому, конечно же, не вы, а Стравинский обязан выплачивать наследникам Спенсера десятую часть всех доходов от исполнения «Петрушки».
Впрочем, много лет спустя уже в Америке Игорь Фёдорович и сам оказался на стороне «истца». Лейбл Columbia безо всякого на то разрешения композитора выпустил в свет фокстрот Summer Moon (Летняя луна). Стравинский негодовал: стиль бродвейской эстрады был ему не близок, да и желание продюсеров на всем сделать деньги он не одобрял.
Почему же Игорь Фёдорович разозлился?
Дело в том, что фокстрот полностью повторяет мелодию «Хоровода царевен» из балета «Жар-птица». Спор Стравинский проиграл, но в его защиту в прессе выступил Арнольд Шёнберг, назвав издателей фокстрота «пиратами» и «оппортунистами». Так в истории и остались два «сочинения» — порознь и на равных правах: и песня «Летняя луна», и, конечно же, «Хоровод царевен» как часть балетного спектакля.
Вот такая петрушка!

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту