«Встать! Суд идет!» Слушается дело о музыкальном плагиате. Истец — французский композитор-шансонье, месье Эмиль Спенсер. Ответчик — русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский.
«Стоп! — скажете вы. — Какой плагиат у Стравинского?! Человек, задавший тон всему XX столетию, кумир миллионов… Он не стал бы опускаться до таких вещей». Согласна. Но все дело в том, что попал Игорь Федорович в эту историю совершенно случайно. Давайте разбираться.
Зиму 1910-11 годов Стравинский с семьёй проводит на Лазурном берегу. Представьте себя на месте Игоря Фёдоровича. Вы живёте неподалёку от Ниццы в чрезвычайно престижном и дорогом местечке под названием Больё-сюр-мер, то есть «прекрасное место у моря». Именно здесь, вы пишите первые две картины нового балета «Петрушка». В голове у вас — образ шутливого плясуна, чьё сердце разбито бездушной балериной… А под окном — шарманщик наигрывает одну и ту же мелодию.
Вот вы, как и Стравинский, решаете, что это народная старинная песня без автора, и включаете её в Первую картину балета. По сюжету она звучит аккурат в тот момент, когда во время масленичных гуляний на Царицыном лугу появляются шарманщик и две танцовщицы.
Вскоре после премьеры «Петрушки» в 1911 году выясняется, что эта мелодия не народная и не старинная. Её автор — вполне себе живой французский композитор, некто Эмиль Спенсер, а его песня «У неё была деревянная нога» защищена авторскими правами. Итогом слушания дела становится решение суда, по которому, конечно же, не вы, а Стравинский обязан выплачивать наследникам Спенсера десятую часть всех доходов от исполнения «Петрушки».
Впрочем, много лет спустя уже в Америке Игорь Фёдорович и сам оказался на стороне «истца». Лейбл Columbia безо всякого на то разрешения композитора выпустил в свет фокстрот Summer Moon (Летняя луна). Стравинский негодовал: стиль бродвейской эстрады был ему не близок, да и желание продюсеров на всем сделать деньги он не одобрял.
Почему же Игорь Фёдорович разозлился?
Дело в том, что фокстрот полностью повторяет мелодию «Хоровода царевен» из балета «Жар-птица». Спор Стравинский проиграл, но в его защиту в прессе выступил Арнольд Шёнберг, назвав издателей фокстрота «пиратами» и «оппортунистами». Так в истории и остались два «сочинения» — порознь и на равных правах: и песня «Летняя луна», и, конечно же, «Хоровод царевен» как часть балетного спектакля.
Вот такая петрушка!