Тайна Вангелиса

Выпуск 2
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эта музыка навевает совершенно конкретные воспоминания: кинематографическая история — Христофор Колумб открывает Америку! В странствиях мореплавателя — отвага и ослепление, триумф и отчаяние, высокомерие Старого и невинность Нового света, «завоевание рая» и начало новой эры… Это фильм «1492: Завоевание Рая».
Саундтрек написал Эвангелос Одиссеас Паптанасиу, известный в миру просто как Вангелис. И его музыка — мощная и властная — словно зовёт на подвиги и открытия! Только есть одно «но». Эту музыку — в разных вариантах — человечество к моменту выхода кинокартины знало лет 500, и около двухсот композиторов не устояли перед магической притягательностью темы…
Вот, к примеру, цикл оркестровых вариаций Антонио Сальери под названием — внимание! — «Фолия ди Спанья», то есть Фолия из Испании. Значит, это что-то испанское? И именно там, на Иберийском полуострове следует искать корни прошедшей сквозь столетия музыкальной темы?
Тайна Вангелиса
Фолия — карнавальный потешный танец. Где его танцевали? В Испании и Португалии с кастаньетами, погремушками и другими штуками, а танцоры так шумели, что казались безумными. Отсюда и — «фолия», слово, обозначающее «страсть», «безрассудство».
И вот — один из древнейших примеров — «Родриго Мартинес» — один из первейших образцов фолии. Пьеса 1490-го года (фактически год эпохи географических открытий!) из сборника популярных танцев при дворе Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского — тех самых, которые спонсировали экспедицию Христофора Колумба…
И тут мы, как вы, вероятно, уже догадываетесь, «замыкаем круг»…
К 500-летию открытия Америки, в 1992 году вышел на экраны фильм Ридли Скотта «1492: Завоевание Рая», и стало понятно, что эмоциональный потенциал этой темы отнюдь не исчерпан. И стало понятно, почему Колумб — в исполнении Жерара Депардье — бороздит океан под звуки танца испанских конкистадоров! Вангелис был в теме.

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту