Квартет Бетховена

  • 26 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
С самых первых лет существования Московской филармонии на ее сцене начинают свой путь молодые советские музыканты и коллективы, один которых — легендарный Квартет имени Бетховена.
Уникальный случай: история этого ансамбля продолжалась более полувека, из которых более сорока лет — с 1923 года по 1965-й — Дмитрий Цыганов, Вадим Борисовский, Василий и Сергей Ширинские были единой командой — их называли «золотым составом». Они вовлекали в свою орбиту выдающихся музыкантов: Константина Игумнова, Эмиля Гилельса, Марию Юдину, Антонину Нежданову, Марию Гринберг…
Уже в первые годы репертуар квартета простирался от Корелли до Хиндемита. Музыканты исполняли классиков, романтиков, современную музыку. «Коньком» их репертуара всегда была русская музыка. Конечно же, играли Бетховена — не один раз выступали с исполнением в течение одного сезона всех квартетов великого композитора, не случайно в 1931 году квартету было присвоено имя Бетховена. Особенно прочным и долгим было сотрудничество Квартета имени Бетховена с Дмитрием Шостаковичем — оно началось в 1938 году и продолжалось до последних дней композитора. Музыканты был первыми исполнителями большинства квартетов Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич посвятил третий и пятый квартеты Квартету имени Бетховена в целом, а квартеты с одиннадцатого по четырнадцатый — каждому участнику в отдельности (11-й — Василию Ширинскому, 12-й — Дмитрию Цыганову, 13-й — Вадиму Борисовскому, 14-й — Сергею Ширинскому).
А рождение этого коллектива было спонтанным. Вот как писал об этом в своих воспоминаниях Василий Ширинский:
«Весной 1923 года мною, тогда ещё студентом третьего курса композиторского факультета Московской консерватории, для переходного экзамена на четвёртый курс были написаны две части струнного квартета. Мне, естественно, хотелось осуществить исполнение своей экзаменационной работы в струнном звучании. С этой целью я обратился с просьбой к ряду своих товарищей-струнников и получил от них согласие. Первая репетиция квартета состоялась 20 июня 1923 года. До экзамена удалось провести ещё три репетиции. На этих репетициях все четыре молодых участника приняли решение отныне не расходиться и организовать постоянный струнный квартет. На этих же репетициях были выработаны три основоположения, на которых должна была и в дальнейшем строиться работа молодого квартета: 1. Репетировать квартетом ежедневно, как ежедневно занимаются на своих инструментах концертирующие скрипачи, пианисты, виолончелисты. 2. Никогда не смотреть на квартет как на источник средств к существованию. Прожиточный минимум иметь путем педагогической или какой-либо другой работы. 3. Никогда не заграждать каждому участнику квартета его индивидуальных возможностей в области сольно-концертной или какой-либо другой деятельности.
Экзамен происходил в кабинете директора консерватории Александра Борисовича Гольденвейзера. В комиссии были Мясковский, Игумнов, Гедике и ряд других профессоров. Присутствовало большое количество студентов. По просьбе своих товарищей я извинился перед комиссией и присутствующими за предстоящее исполнение, объяснив, что репетиций для подготовки было недостаточно. Когда была сыграна первая часть квартета, в паузе раздался голос Гольденвейзера: «Напрасно извинялись — вы отлично играете». После исполнения второй части ход экзамена был нарушен, вся комиссия и присутствующая профессура окружили квартетистов, выражая им и молодому автору самые лестные одобрения. Называли исполнителей «золотым квартетом». Здесь же, в кабинете, только что родившемуся квартету было сделано предложение участвовать в концертном сезоне 1923/24 года в цикле камерных концертов Московской консерватории. Молодые квартетисты, естественно, ушли из кабинета директора окрыленными. Так началась долголетняя, интенсивная деятельность Квартета имени Бетховена.
В этой истории было много славных страниц и триумфов, секрет которых объяснялся любовью к музыке и самоотверженным трудом.
Из воспоминаний Дмитрия Цыганова: «Иногда мы репетировали ночью в консерватории, в классе № 10. Ввиду длительности и продолжительности страстных дебатов и увлеченного музицирования этот класс негласно получил наименование „камеры квартетных пыток“. Одна из таких репетиций начавшись в 11.30 ночи закончилась в 6 часов утра того дня, когда должны были состояться премьеры Квинтета Шостаковича и новых квартетов Мясковского, Шебалина и Ширинского, написанных специально для нашего коллектива. После ночной репетиции и исполнения сложнейшей программы три последние части Квинтета Шостаковича мы повторили по настойчивому требованию публики».
Эта премьера состоялась 23 ноября 1940 года. Все произведения исполнялись впервые и игрались по рукописи. В исполнении Квинтета Шостаковича принимал участие автор.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.