Рождение Госоркестра

25 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
5 октября 1936 года в Большом зале консерватории был аншлаг: это было открытие масштабного Бетховенского цикла (музыка Бетховена была очень любима публикой, а кроме того, в этот вечер впервые выступил только что созданный коллектив — Государственный симфонический оркестр СССР. Сегодня это Госоркестр имени Евгения Светланова). В оркестре играли лучшие столичные музыканты, состав его был колоссальным — 130 человек, а во главе стоял Александр Васильевич Гаук, выдающийся дирижер и педагог, воспитавший целую плеяду блистательных отечественных дирижеров — это Мелик-Пашаев, Мравинский, Светланов, Рабинович и многие другие.
Первый концерт Госоркестра открылся «Интернационалом», дирижировал Александр Гаук, а затем он уступил место за пультом знаменитому австрийскому маэстро Эриху Клайберу.
Эрих Клайбер был легендарной личностью в музыкальном мире. Он родился в Вене, по окончании Пражской консерватории двадцатилетний музыкант был принят ассистентом дирижера в местный оперный театр. Один из его друзей оставил воспоминания о его первых шагах в профессии, эти воспоминания говорят о феноменальных способностях Клайбера:
«Однажды Эриху пришлось заменить внезапно заболевшего дирижера пражской оперы в спектакле „Летучий голландец“ Вагнера. Когда он дошел до середины партитуры, оказалось, что около пятнадцати страниц ее плотно склеены между собой. Кто-то из завистников (ими часто кишат театральные кулисы) захотел сыграть с талантливым юношей злую шутку. Завистник, однако, просчитался. Молодой дирижер швырнул с досады партитуру на пол и весь спектакль провел наизусть. Тот памятный вечер положил начало блестящей карьере Эриха Клайбера, вскоре занявшего в Европе почетное место рядом с Отто Клемперером и Бруно Вальтером».
В Советскую Россию Клайбер впервые приехал в 1927 году и сразу завоевал любовь публики. В его программах тогда были произведения Гайдна, Шумана, Вебера, Респиги, в театре он дирижировал «Кармен». А один из своих концертов артист целиком посвятил русской музыке — дирижировал Чайковского, Скрябина, Стравинского. В рецензии на этот концерт критик писал: «Оказалось, что у Клайбера, помимо того, что он прекрасный музыкант, великолепно владеющий оркестром, есть та черта, которой недостает многим знаменитостям: это способность проникать в дух чужой звуковой культуры. Благодаря этой способности Клайбер в совершенстве овладел избранными им партитурами, овладел в такой степени, что казалось, будто перед нами на эстраде какой-то выдающийся русский дирижер».
Однако вернемся к концерту 1936 года — первому концерту Госоркестра. В его программе значились Первая и Третья «Героическая» симфонии Бетховена. Их исполнение было принято московской публикой с восторгом.
Критика писала: «Советская аудитория любит и чтит Бетховена, хорошо понимает и ценит его лучшие произведения. Эрих Клайбер, начав бетховенский цикл, взял на себя ответственную задачу. В своем первом концерте он с этой задачей справился блестяще, раскрыв с огромной убеждающей силой могучий творческий облик Бетховена. Мастерство Клайбера и в могучих нарастающих ярких оркестровых звучаниях, и в тончайших нюансах „мелких штрихов“ проявляется в равной мере свободно, сильно и точно. Пластический жест Клайбера — прост и выразителен — без тени манерности и сентиментальных преувеличений. В его скупых, временами лаконичных движениях сконцентрирована огромная волевая творческая энергия». Дебют Госоркестра был блестящим, впереди был долгий путь, полный многих славных свершений и напряженной работы. Уже в 1937 году оркестр был одним из основных участников первой Декады советской музыки, а в сентябре 1938 года вынес на своих плечах огромную нагрузку, участвуя во Всесоюзном конкурсе дирижеров.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.