Артур Шнабель
25 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В мае 1935 года в Москву приехал выдающийся австрийский пианист Артур Шнабель. В своих концертах он играл Моцарта, Шуберта и Бетховена — тот репертуар, в котором ему не было равных.
В 1935 году ему было немногим за пятьдесят, и он был легендой. Когда-то, в отрочестве он услышал от своего учителя Теодора Лешетицкого пророческую фразу «Ты никогда не станешь пианистом. Ты — музыкант». Возможно, он и не стал блестящим виртуозом, от головокружительных пассажей которого захватывает дух, но его талант музыканта раскрылся в полной мере. Он умел вдохнуть жизнь и смысл в самую простую музыкальную фразу, любил говорить: «Детям дают играть Моцарта, потому что у Моцарта сравнительно немного нот; взрослые избегают играть Моцарта, потому что каждая нота у него стоит слишком дорого».
В 20-е годы он совершил настоящий музыкантский подвиг: в 1927 году к столетию со дня смерти своего кумира Бетховена впервые исполнил в одном цикле все его 32 сонаты, а через несколько лет первым в истории записал их все на пластинки — на это ушло четыре долгих года. А в 1928 году он сыграл все фортепианные произведения Шуберта.
Несмотря на то, что репертуар Артура Шнабеля был весьма обширным — ученики вспоминали, что на уроках он играл наизусть практически всю фортепианную литературу, в том числе и романтиков, — но с приходом зрелости пианист сознательно себя ограничил– в концертах исполнял только то, что было ему наиболее дорого: Бетховена, Моцарта, Шуберта, Брамса. Объяснял это так: «Я почел для себя честью ограничиться высокогорной областью, где за каждой взятой вершиной открываются все новые и новые».
Он был человеком небольшого роста с неизменной сигарой во рту, только руки были непропорционально велики. За роялем он был «строгим классиком»: ничего внешнего, избыточного, никаких картинных поз и красивых жестов. Однако, когда он садился за инструмент, в зале устанавливалась напряженная тишина — слушатели ловили каждый звук.
В Советскую Россию Шнабель приезжал неоднократно, начиная с 1924 года, здесь высоко ценили содержательность его искусства. Он же, в свою очередь, отмечал «большую музыкальную культуру и любовь широких масс к музыке» в нашей стране.
Интересно, что в мае 1935 года пианист не ограничился своим выступлением, судя по всему, он нашел время побывать и на концертах коллег-музыкантов. Из воспоминаний Артура Шнабеля:
«В этот приезд я слышал первое исполнение в России „Страстей по Иоганну“ Баха с полным евангельским текстом в исполнении Русского хора. С музыкальной и художественной точки зрения исполнение было недостаточно удовлетворительным — они прежде никогда не исполняли музыку такого типа и такого стиля — но сила религиозного чувства и экстатичность, с которой русские исполняли свои партии, изумляли». Это высказывание весьма недвусмысленно дает понять, насколько богата и разнообразна была музыкальная жизнь того времени.