30-е годы ХХ века

  • 13 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
30-е годы прошлого века — это время первых советских музыкальных конкурсов, время, когда на сцену выходят новые звезды, очень скоро ставшие легендами: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин, время первых триумфов Симфонического оркестра филармонии и Государственного симфонического оркестра Советского Союза. В середине 30-х появляются новые филармонические коллективы: в 1936 году — Государственный оркестр Союза ССР (сегодня это знаменитый Госоркестр России имени Евгения Светланова), в 1937-м — филармонический Государственный ансамбль оперы под руководством Ивана Козловского, в 1938-м — хор Московской филармонии и Государственный духовой оркестр. В 1936 году на сцене Московской филармонии начинают проводиться Декады советской музыки. В этих концертах звучат премьеры произведений Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского и других крупнейших композиторов, которые нередко сами принимают участие в исполнении. В Москве продолжают выступать и зарубежные гастролеры: пианисты Артур Рубинштейн и Артур Шнабель, скрипачи Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист, дирижеры Отто Клемперер и Эрих Клайбер и многие другие. Осенью 1932 года впервые приезжает Артур Рубинштейн. В Большом зале консерватории он играл произведения Шопена, три пьесы из балета «Петрушка», редакцию которых Стравинский сделал специально для пианиста и написанную для него музыку Исаака Альбениса и Мануэля де Фальи. Из воспоминаний Артура Рубинштейна: «Русские очень музыкальны. Они полностью вовлечены в исполнение, со всей душой и сердцем. Они легко увлекаются и приходят в восхищение, но также легко расстраиваются и разочаровываются. Моя игра чрезвычайно им понравилась, особенно моя интерпретация Шопена и пьес Альбениса, которые были для них новы. Однако, „Петрушка“ была принята прохладными вежливыми аплодисментами. Мои бисы — „Наварра“ и „Танец огня“ де Фальи — вызвали дикий восторг и овации». В Москве Рубинштейн встречался с музыкантами, в том числе со своим давним другом Генрихом Нейгаузом. Неожиданно для себя Рубинштейн сыграл решающую роль в судьбе двух молодых советских пианистов. В Одессе он слушал игру 13-летнего Эмиля Гилельса: знаменитый музыкант сразу почувствовал в мальчике божественную искру, он поцеловал подростка в обе щеки и записал его имя в записную книжку, чтобы передать Генриху Нейгаузу. А много лет спустя на приеме в Нью-Йорке к Рубинштейну подошел Святослав Рихтер и сказал: «Я был на вашем концерте в Одессе, когда вы исполняли „Петрушку“. Тогда я изучал изобразительное искусство, но ваша игра настолько меня вдохновила, что я решил стать пианистом. В какой-то мере своей карьерой я обязан вам». Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей прошел в Москве с 9 по 24 мая 1933 года при участии Московской филармонии в Большом зале консерватории. Состязание шло по четырем специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель и сольное академическое пение. Перед авторитетным жюри, в состав которого вошли Александр Гольденвейзер, К. Игумнов, Генрих Нейгауз, Михаил Ипполитов-Иванов и многие другие, выступили 103 участника. Победителями стали молодые артисты, впоследствии занявшие прочное положение на советской концертной эстраде.
А главной сенсацией конкурса стал 16-летний Эмиль Гилельс, которому единогласно была присуждена первая премия среди пианистов.
Из воспоминаний Марии Гринберг: «Хорошо помню, как он играл Парафразу Листа на темы из „Свадьбы Фигаро“ Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал…».
А вот как об этом писал композитор Дмитрий Кабалевский:
«Жюри было освобождено от необходимости обсуждать вопрос, кому присудить первую премию; после выступления Эмиля Гилельса этот „вопрос“ перестал быть „вопросом“.
Через пять лет состоялся Первый Всесоюзный конкурс дирижеров — на нем взошли новые звезды: Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.