Война

  • 9 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В годы Великой Отечественной войны Московская филармония, несмотря на осадное положение столицы, отсутствие отопления продолжала работать. Во всех районах столицы, начиная с 23 июня, проходили шефские концерты для призывников. Среди участников этих концертов были выдающиеся артисты: Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Яков Флиер, Яков Зак, Роза Тамаркина, Давид Ойстрах, Ирма Яунзем и многие-многие другие. Образовались новые камерные ансамбли — трио Лев Оборин, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, трио Нина Емельянова, Галина Баринова и Марина Козолупова, дуэт Льва Оборина и Давида Ойстраха. К бойцам регулярно приезжали симфонический и духовой оркестры, хор под управлением Свешникова. Несмотря на бомбардировки столицы, филармонические концерты проходили в трех важнейших залах столицы — в Большом и Малом залах консерватории и в Зале Чайковского, на крыше которого стояла зенитная установка, а в подвале было бомбоубежище — во время воздушной тревоги туда спускались артисты и зрители. Осенью 1941 года специально для зенитчиков концерты состоялись на крыше зала и на станции метро «Маяковская».
Просветительская работа велась не только в центральных залах, но и в Московском университете, в Политехническом музее, рабочих клубах, цехах, госпиталях, военных школах и академиях. Перед концертами и в антрактах со слушателями встречались и беседовали музыковеды. Лекции Ивана Соллертинского, Игоря Бэлзы, Игоря Мартынова, Виктора Цуккермана, Ивана Ремезова, Гургена Назарьяна, Александра Должанского собирали огромное число слушателей. Рассказы музыковедов «иллюстрировали» Лев Оборин, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, Нина Дорлиак, Наталья Шпиллер, Наталья Рождественская и многие другие музыканты. Огромным был спрос на лекционные курсы — в начале 1944 года было продано более 700 абонементов, а на каждое занятие раскупалось еще около 400 мест. Большой зал консерватории не мог вместить всех желающих посещать филармонические лекции. Не меньший интерес зрители проявляли и к выставкам, которые тщательно готовились музыковедами филармонии и где можно было увидеть не только фотографии, но и редкие документы, эскизы декораций и костюмов и другие материалы из фондов Театрального музея имени Бахрушина и Центрального музея музыкальной культуры имени Глинки.
В архиве филармонии сохранились десятки отзывов бойцов о встречах с музыкой в военной обстановке. Вот лишь некоторые из них:
«Концерт состоялся. Впечатление бойцов прекрасное. Желательно повторить приезд товарищей. Политрук Сухачев».
«Приносим горячую красноармейскую благодарность за прекрасный, высокохудожественный концерт, как всегда, четко и хорошо организованный Московской государственной филармонией. С колоссальным вниманием бойцы слушали знатнейших мастеров советского искусства — Эмиля Гилельса и Павла Лисициана, которых восторженно встретила красноармейская аудитория. Весь концерт прошел блестяще».
«Концерт артистов Московской филармонии, состоявшийся 5 июля с. г. в N части, оставил хорошее впечатление у бойцов и командиров. Советские песни и советская музыка вдохновляют бойцов на новые подвиги в борьбе с кровавым фашизмом». «Вообще концерты Московской государственной филармонии пользуются большим успехом. Политрук Баранов».
В военные годы в программах Госоркестра звучало очень много премьер. Раиса Глезер, занимавшая в годы войны в оркестре должность заведующей репертуаром, подсчитала, что в период с 18 марта по 1 февраля 1945 года было исполнено 135 новых сочинений советских композиторов. Среди них — Восьмая симфония Шостаковича, Двадцать четвертая Мясковского, Вторая Хачатуряна, Вторая Хренникова, Третья Шебалина, Пятая симфония и «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина.
В честь долгожданного открытия второго фронта 20 и 21 мая 1944 года в зале Чайковского состоялись два филармонических концерта. В них звучала музыка английских, американских и советских композиторов. Играл Госоркестр Союза ССР, дирижировали Сергей Прокофьев, Николай Аносов и Александр Орлов, в концертах приняли участие Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Мария Максакова, Сергей Лемешев. В зале присутствовали представители дипломатического корпуса, советская и иностранная пресса.
А в 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем всенародного торжества — Праздником Победы, и уже с 4 часов утра Красная площадь была переполнена народом. Весь тот день был днем поистине всенародного ликования. Вечером Манежная площадь представляла необычайное зрелище — здесь был открыт «концертный зал» на воздухе: выступали Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, Государственный хор русской народной песни имени Пятницкого, другие коллективы и артисты. А в это же время на площади Маяковского Московская филармония проводила другой свой концерт, в котором участвовали видные мастера искусств: пианисты Юрий Брюшков, Нина Емельянова, актер Эммануил Каминка и другие.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.