Орган

3 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1940 году Московская филармония обрела, наконец, свой собственный дом — Концертный зал имени Чайковского. И буквально с первых же дней его украсил орган. Это был инструмент старейшей в Европе фирмы «Эберхард Фридрих Валькер», который был привезен из Ленинграда в Москву. К моменту своего переезда этому органу уже было сто лет — его установили в лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте. Тогда звучание этого органа так понравилось, что эта немецкая фирма стала лидером по поставкам органов в Российскую империю, она установила здесь примерно 150 новых инструментов. Это был действительно один из лучших органов своего времени, на нем обучались студенты Санкт-Петербургской консерватории, в том числе Пётр Ильич Чайковский. К сожалению, когда орган демонтировали, а потом перевозили, он очень пострадал. Восстанавливали долго — только через семь лет, в ноябре 1947-го состоялся первый концерт. Солировал эстонский органист Хуго Лепнурм. В последующие годы этот инструмент звучал очень редко. В полный голос орган вновь зазвучал в Зале Чайковского только в 1959 году. Это совпало с огромным интересом к органному искусству в нашей стране — организовывались концерты, в консерваториях создавались органные классы, при Министерстве культуры даже появилась постоянная комиссия по вопросам органостроения. Начался советский органостроительный бум, и его первенцем стал орган Концертного зала имени Чайковского. Идею строительства нового инструмента подал чешский органист Иржи Рейнбергер, который нередко приезжал к нам в страну на гастроли. По совету выдающегося советского органиста Леонида Ройзмана обратились к известной чехословацкой фирме Rieger-Kloss. Это был грандиозный инструмент, для перевозки которого из Чехословакии в СССР потребовался специальный состав из восьми вагонов. До 2003 года орган Зала Чайковского оставался самым большим в Москве и в России. Орган насчитывает 81 регистр, длина его корпуса одиннадцать метров, ширина шесть, высота — восемь. Внутренняя часть органа состоит из трёх этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших доходит до 6,5 метров высоты, весом до 220 кг каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 мм, диаметр — со спичечную головку.
Орган
Первый концерт нового органа называется по-королевски: инаугурация. Она состоялась 26 сентября 1959 года. За кафедрой был Иржи Рейнбергер. В его исполнении звучала музыка Перселла, Баха, Франка, Дюпре, Хиндемита, Шостаковича.
На органе Зала Чайковского с огромным удовольствием играли зарубежные гости — Флор Петерс, Жан Гийю, Ги Бове, Оливье Латри, Леопольд Дигрис и многие другие выдающиеся музыканты, с ним связана и вся история современного российского органного исполнительства. На протяжении шести десятилетий огромный интерес у публики вызывали филармонические концерты Гарри Гродберга, на них были воспитаны несколько поколений меломанов. Гарри Яковлевич окончил Московскую консерваторию, где его профессорами были Александр Гольденвейзер и Александр Гедике в 1955 году с золотой медалью, а затем по рекомендации Святослава Рихтера, который на одном из концертов обратил внимание на молодого музыканта, стал солистом Московской филармонии. Правда, без гарантии оплаты — руководство не верило, что на его сольные концерты пойдет публика. Но публика пришла, а среди музыкантов даже родилась шутка, в которой было очень много правды: «Гродберг — Бах — аншлаг». Гарри Яковлевич на протяжении всей своей жизни старался, как он говорил, «привить бациллу Баха публике». И это ему удалось. А орган зала Чайковского он очень любил, знал каждый его сантиметр, следил за его «здоровьем», дважды по его настоянию — в 1970 и 1977 году делали реконструкцию инструмента. Гарри Яковлевича не случайно называли «властелином органной державы» — при его участии в нашей стране были открыты десятки органов. Музыка была его жизнью, его призванием, он был убежден: «Орган — гениальное изобретение человека, он действительно способен быть властелином душ. Сегодня, в наше напряженное, полное трагических катаклизмов время, минуты самоуглубленного размышления, которые дарит нам орган, особенно ценны и благотворны». А на вопрос, где в наши дни находится главный центр органного искусства Европы, давал однозначный ответ: «В России. Нигде нет таких больших филармонических органных концертов, подобных нашим, российским. Нигде нет такого интереса к органному искусству рядовых слушателей».
В 2018 году у органа зала Чайковского появился младший собрат — в Концертном зале имени Рахманинова в Филармонии 2 установлен уникальный электронный органный комплекс фирмы «Флойгельс», способный воспроизводить голоса органов, созданных мастерами прошлого и настоящего в разных уголках мира.
Органная история Московской филармонии продолжается.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.