Концертный зал Чайковского

2 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Почти два десятка лет Московская филармония не имела своего здания — первые концерты проходили в Большом и Малом залах Московской консерватории, в Колонном зале Домом союзов. Со временем добавились Бетховенский зал Большого театра и концертный зал бывшей усадьбы Коншина — теперь мы его знаем как зал Дома ученых. Было и много других площадок: ДК имени Горбунова, Центральный дом культуры железнодорожников, мельниковский ДК имени Русакова… На таких площадках было огромное количество регулярных концертов, причем с большими музыкантами: в клубе имени Кухмистерова дирижировал Отто Клемперер, играл выдающийся пианист Клаудио Аррау, Йожеф Сигети играл в Доме Красной армии. Но у всех этих залов были другие собственники. Например, Большой зал консерватории можно было использовать только два дня в неделю, так как там с 1924 по 1933 год работал кинотеатр. К концу 30-х годов вопрос о собственном концертном филармоническом зале стоял очень остро.
Он появился в 1940-м году. В октябре состоялось торжественное открытие. В афише 12 и 13 октября значились произведения П. И. Чайковского — Пятая и Шестая симфонии, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. В концертах принимали участие выдающиеся музыканты того времени: пианист Лев Оборин, певцы Валерия Барсова и Надежда Обухова, Иван Козловский и Сергей Лемешев, Марк Рейзен, Елена Кругликова, Пантелеймон Норцов, Владимир Сливинский. Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировали Александр Гаук, Константин Иванов, Александр Мелик-Пашаев. Надо ли говорить, что этот зал получил имя П. И. Чайковского. Неудивительно — в тот год в СССР широко отмечалось 100-летие со дня рождения великого композитора.
Место было, как говорят, намоленное, история здания — уникальна. Еще в начале ХХ века дом на углу Тверской и Большой Садовой был выкуплен французским антрепренером Шарлем Омоном, задумавшим открыть на этом месте театр. Так в 1902 году на этом месте появилось четырехэтажное здание в стиле модерн из красного кирпича с фигурными башенками на крыше и прихотливым фасадом, украшенным эффектным «кокошником» над входом. До революции в нем размещались театры легкого жанра — «Буфф-миниатюр» и «Зон». Критики отзывались о них весьма нелестно. После революции здание передали ТИМу — Театр В.Мейерхольда. Театр открылся спектаклем «Зори» по пьесе Верхарна. И этот спектакль, и многие последующие были яркими образцами зрелищного агитационного искусства. Мейерхольд стремился к прямому контакту со зрителем; например, в спектакле «Зори» участвовали красноармейцы со знамёнами и оркестрами, по ходу действия оглашались победные сводки с фронтов Гражданской войны; в «Мистерии-Буфф» отсутствовал занавес, действие частично было перенесено в зрительный зал. В 1932 году была задумана и даже началась грандиозная реконструкция. Первоначальный проект разрабатывали молодые архитекторы Михаил Бархин и Сергей Вахтангов (сын известного актера и режиссера), которых направлял сам Всеволод Эмильевич.
Примером служил древнегреческий театр, в котором сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон. Театр планировали оснастить по последнему слову техники. Но смелым замыслам не суждено было воплотиться в жизнь — в январе 1938-го театр закрыли, режиссера арестовали и расстреляли. Здание опустело. Его-то и передали Московской филармонии. Было несколько вариантов реконструкции, но окончательный облик зала придумал главный архитектор города Дмитрий Чечулин, ученик Щусева. Само же здание было декорировано в стиле сталинского ампира. Столица получила большой концертный зал, филармония — свою главную концертную площадку, которая очень скоро стала ее «визитной карточкой». Здесь выступали Рихтер и Гилельс, Ойстрах и Софроницкий, Ростропович и Коган, Архипова, Лемешев, Вишневская, Образцова, Квартет имени А. Бородина… Здесь «ковалось» искусство страны, та самая Сборная духа, о которой Андрей Вознесенский написал свои обжигающие строки:
В Зале Чайковского лгать не удастся.
Синие кресла срываются с круга —
белой полоскою, как адидасы.
Здесь тренируется Сборная духа.
Сегодня Концертный зал им. Чайковского — один из лучших залов в мире. За последние десятилетия в нем произошли большие изменения — была кардинально усовершенствована акустика, изменилась концепция зала — теперь партер легко убирается, освобождая пространство для оркестра или театрализованных постановок, восстановлен исторический облик фойе, установлены мониторы, позволяющие видеть прямые трансляции концертов. Неизменным остался дух высокого искусства.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.