Концертный зал Чайковского
2 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Почти два десятка лет Московская филармония не имела своего здания — первые концерты проходили в Большом и Малом залах Московской консерватории, в Колонном зале Домом союзов. Со временем добавились Бетховенский зал Большого театра и концертный зал бывшей усадьбы Коншина — теперь мы его знаем как зал Дома ученых. Было и много других площадок: ДК имени Горбунова, Центральный дом культуры железнодорожников, мельниковский ДК имени Русакова… На таких площадках было огромное количество регулярных концертов, причем с большими музыкантами: в клубе имени Кухмистерова дирижировал Отто Клемперер, играл выдающийся пианист Клаудио Аррау, Йожеф Сигети играл в Доме Красной армии. Но у всех этих залов были другие собственники. Например, Большой зал консерватории можно было использовать только два дня в неделю, так как там с 1924 по 1933 год работал кинотеатр. К концу 30-х годов вопрос о собственном концертном филармоническом зале стоял очень остро.
Он появился в 1940-м году. В октябре состоялось торжественное открытие. В афише 12 и 13 октября значились произведения П. И. Чайковского — Пятая и Шестая симфонии, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. В концертах принимали участие выдающиеся музыканты того времени: пианист Лев Оборин, певцы Валерия Барсова и Надежда Обухова, Иван Козловский и Сергей Лемешев, Марк Рейзен, Елена Кругликова, Пантелеймон Норцов, Владимир Сливинский. Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировали Александр Гаук, Константин Иванов, Александр Мелик-Пашаев. Надо ли говорить, что этот зал получил имя П. И. Чайковского. Неудивительно — в тот год в СССР широко отмечалось 100-летие со дня рождения великого композитора.
Место было, как говорят, намоленное, история здания — уникальна. Еще в начале ХХ века дом на углу Тверской и Большой Садовой был выкуплен французским антрепренером Шарлем Омоном, задумавшим открыть на этом месте театр. Так в 1902 году на этом месте появилось четырехэтажное здание в стиле модерн из красного кирпича с фигурными башенками на крыше и прихотливым фасадом, украшенным эффектным «кокошником» над входом. До революции в нем размещались театры легкого жанра — «Буфф-миниатюр» и «Зон». Критики отзывались о них весьма нелестно. После революции здание передали ТИМу — Театр В.Мейерхольда. Театр открылся спектаклем «Зори» по пьесе Верхарна. И этот спектакль, и многие последующие были яркими образцами зрелищного агитационного искусства. Мейерхольд стремился к прямому контакту со зрителем; например, в спектакле «Зори» участвовали красноармейцы со знамёнами и оркестрами, по ходу действия оглашались победные сводки с фронтов Гражданской войны; в «Мистерии-Буфф» отсутствовал занавес, действие частично было перенесено в зрительный зал. В 1932 году была задумана и даже началась грандиозная реконструкция. Первоначальный проект разрабатывали молодые архитекторы Михаил Бархин и Сергей Вахтангов (сын известного актера и режиссера), которых направлял сам Всеволод Эмильевич.
Примером служил древнегреческий театр, в котором сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон. Театр планировали оснастить по последнему слову техники. Но смелым замыслам не суждено было воплотиться в жизнь — в январе 1938-го театр закрыли, режиссера арестовали и расстреляли. Здание опустело. Его-то и передали Московской филармонии. Было несколько вариантов реконструкции, но окончательный облик зала придумал главный архитектор города Дмитрий Чечулин, ученик Щусева. Само же здание было декорировано в стиле сталинского ампира. Столица получила большой концертный зал, филармония — свою главную концертную площадку, которая очень скоро стала ее «визитной карточкой». Здесь выступали Рихтер и Гилельс, Ойстрах и Софроницкий, Ростропович и Коган, Архипова, Лемешев, Вишневская, Образцова, Квартет имени А. Бородина… Здесь «ковалось» искусство страны, та самая Сборная духа, о которой Андрей Вознесенский написал свои обжигающие строки:
В Зале Чайковского лгать не удастся.
Синие кресла срываются с круга —
белой полоскою, как адидасы.
Здесь тренируется Сборная духа.
Сегодня Концертный зал им. Чайковского — один из лучших залов в мире. За последние десятилетия в нем произошли большие изменения — была кардинально усовершенствована акустика, изменилась концепция зала — теперь партер легко убирается, освобождая пространство для оркестра или театрализованных постановок, восстановлен исторический облик фойе, установлены мониторы, позволяющие видеть прямые трансляции концертов. Неизменным остался дух высокого искусства.