Начало

19 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2022 году Московская филармония празднует свой юбилей — самый настоящий, ведь исполняется ей сто лет, а, если верить уважаемому Владимиру Ивановичу Далю и его Толковому словарю живого великорусского языка, «юбилей — это торжество по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия». Пятьдесят филармония отметила в 1972 году, до тысячелетия, надеюсь, доживут наши далекие потомки, а столетие предстоит пережить и осмыслить нам, живущим здесь и сейчас.
Сто лет для человека — срок огромный, да и для истории заметный. Как почувствовать, как понять, о чем думали, о чем мечтали люди в Москве в начале 20-х годов прошлого века? О музыке? об искусстве? Наверное, и об этом тоже, но чаще — о том, как выжить в это трудное, голодное, опасное время, когда под вопросом была сама жизнь. 1921 год — смерть Блока, расстрел Гумилева, мятежи в Кронштадте и на Тамбовщине, голод в Поволжье. Только что закончилась Гражданская война, впереди было строительство нового мира — помните: «Мы наш, мы новый мир построим…». Что должно быть в этом мире, а от чего нужно отказаться? Вот, например, консерватории или театры — к чему эта расточительность? В 1922 году по инициативе Ленина была создана специальная комиссия во главе с Андреем Колегаевым (бывшим наркомом земледелия!), которая должна была ликвидировать Мариинский и Большой театры, предполагалось также закрытие Московской консерватории, а освободившиеся средства должно было направить на развитие школ и читален. Но находились те, кто не боялся спорить с вождем. Среди них был и нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Отстояли и театры, и консерватории, а в 1921 были подписаны указы об учреждении Петроградской филармонии и Московской. Среди инициаторов создания Московской филармонии были нарком просвещения Анатолий Луначарский, дирижеры Александр Хессин и Константин Сараджев. Председателем худсовета был избран композитор Николай Мясковский.
Первый Устав Московской филармонии до сих пор не обнаружен и, вероятно, не сохранился. В Государственном архиве РФ существуют два проекта Положения о Государственной филармонии в Москве, датированных 1922 годом, которые дают достаточное понимание того, как мыслилось устройство этой организации. Однако свое рождение Московская филармония отсчитывает не от даты подписания документа, а от даты ее первого концерта в начале 1922 года. Афиша гласила: «В воскресенье 29 января в 2 часа дня в Большом концертном зале ГОСФИЛА (здание консерватории) состоится торжественное открытие Государственной филармонии Н.К.П. В программе — вступительное слово музыковеда и композитора Бориса Борисовича Красина, Девятая симфония Бетховена, хоры acapella Ипполитова-Иванова и Танеева, Второй концерт Рахманинова, Поэма экстаза Скрябина. Концерт пройдет при участии вокального квартета Госфила в составе Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова, Государственной хоровой капеллы под руководством профессора Московской государственной консерватории Павла Чеснокова, профессора Московской государственной консерватории Константина Игумнова и Государственного академического оркестра под управлением Александра Хессина». Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра филармония сможет решить лишь через пять лет.
Интерес к событию оказался огромным. Зал был полон. А в архивах сохранились письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
Ровно через сто лет, там же в Большом зале консерватории и тоже 29 января (на этот раз в субботу) в 14 часов эта историческая программа была воссоздана, но уже силами современных музыкантов.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Оркестр Филармонии

Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив.