Кто первый?

Выпуск 95
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иногда мне задают вопросы, которые подсказывают мне идеи для новых выпусков «Дневника пианистки». Например, в этот раз вопрос был задан после нашего концерта с Александром Гиндиным, с которым вот уже много лет мы выступаем в фортепианном дуэте. Вопрос был такой: а как вы решаете, кто какую партию играет? И в самом деле: ведь хотя игра в фортепианном дуэте предполагает, что партии обоих музыкантов совершенно равнозначны и с художественной, и с технической точки зрения, но ведь как-то мы выбираем, кому какую партию исполнять. Есть несколько вариантов решения этой задачи.
Первый вариант самый простой. Если один из партнёров уже играл произведение, а другой ещё нет, то этот второй берёт ту партию, которая «свободна». Просто потому, что ему неважно, какую партию учить с нуля.
Кто первый?
Есть вариант, когда оба не играли и оба должны учить сочинение заново. В этом случае смотрим, как выстроена вся остальная программа. Ведь в идеале баланс должен быть сохранён — неправильно, если кто-то один из нас будет всё время играть первую партию. Хотя, как я уже сказала, партии в основном равнозначны, но рояли-то разные! И хорошо, когда пианисты время от времени меняются местами за инструментами. У каждого своё индивидуальное звукоизвлечение, у каждого рояль будет хоть немного, да иначе звучать. Одним словом, хорошо, когда всё поровну. И в случае, если в программе есть новое для обоих сочинение, мы распределяем партии так, чтобы в общем звучании всей программы концерта соблюдалось бы равноправие и баланс.
Но случается и так, что оба играли одну и ту же партию. Мы ведь не всегда играем исключительно друг с другом, у каждого из нас бывают и другие ансамбли. И вот это сложная ситуация. Один раз мы вышли из положения, просто сравнив концертные графики друг друга. И тот, кто был немного посвободнее в тот период, стал учить новую для себя партию в уже знакомом сочинении.
Есть ещё одна маленькая хитрость. Дело в том, что совершенно необязательно играть первую партию, находясь при этом за первым роялем. Рояли на сцене стоят «валетом», хвостами друг к другу, и какой из них значится как первый, а какой второй, знают только профессиональные музыканты. А я вам сейчас расскажу, всё просто: первый рояль тот, что стоит слева, и его крышка открыта. А второй рояль стоит справа, и с него крышка снимается вообще, иначе она бы направляла звук ОТ слушателей к заднику сцены, ведь крышка рояля всегда открывается в одну и ту же сторону. Но если сесть за первый, то есть левый, рояль, и сыграть при этом на нём вторую партию — поверьте, очень мало кто это заметит! Только тот, кто очень хорошо знает сочинение. И поэтому, если вдруг общий баланс программы выстраивается так, что, например, кто-то играет очень много первой партии и очень мало второй, то для равновесия мы можем прибегнуть к такому решению. Но мы так поступаем крайне редко. Потому что мы так много лет играем вместе, что у нас сложившийся ансамбль и в этом вопросе тоже!

Последние выпуски программы

Сколько часов в день вы играете на рояле?

Это одна из тех тем, которые невозможно обойти в «Дневнике пианистки». Обычно ответ на вопрос, сколько часов в день занимается тот или иной музыкант, очень интересует детей, обучающихся музыке, но предположу, что и многим взрослым может быть интересно.

А было ли детство?

Это справедливый, пусть и неоригинальный вопрос: а есть ли детство у музыкантов? Это вопрос настолько часто приходится слышать, что уже надо с этим разобраться окончательно. Понятно, что у всех детские годы складывались по-разному, а я могу только о своем опыте рассказать.

Музыкальное братство

Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.