Музыкальное братство

Выпуск 134
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.
Однако даже в эти счастливые годы конкуренция уже вовсю пускает свои ростки, и иногда они ядовиты. Особенно это заметно на примере пианистов. С учениками оркестровых специальностей всё психологически иначе: ну не станешь ты солистом, но всё равно ты будешь выходить на ту же сцену как артист оркестра. Это та же радость исполнения любимой музыки, только помноженная на большое количество соратников в твоём коллективе. А вот у пианистов такой опции нет. В каждом оркестре нужен только один пианист, да и то он занят не в каждой программе. Поэтому либо ты изо всех сил стараешься забраться на вершину профессиональной пирамиды, где обитают те, кто стал концертирующими артистами, солистами — либо ты наблюдаешь за тем, как там, на этой сияющей вершине твоей мечты, оказываешься не ты, а твой однокурсник. И это чаще всего довольно болезненно переносится, даже при самых дружеских отношениях. Если только ты сам изначально про себя не понимаешь, к примеру, что нервные и физические нагрузки концертанта — не для тебя, а ты любишь преподавать или кому-то аккомпанировать.
Музыкальное братство
И вот годы студенчества и следующее сразу за ними время — это самые напряжённые годы в плане поиска своего места в профессиональном мире. Именно здесь сложнее всего не смешивать дружбу и профессиональные успехи и неудачи. Многим пианистам легче дружить с музыкантами других специальностей. Так складываются прекрасные камерные ансамбли, где нет никакой ревности. А вот примерно к 30 годам все уже занимают свои позиции и положение вещей проясняется. И дружба вновь становится возможна безо всяких моментов ревности или конкуренции. Хорошо складывается дружба между успешными музыкантами в любом виде деятельности, у каждого своя траектория, своя судьба, каждый ощущает себя самодостаточным и реализованным. При этом один из них может быть солистом, а другой прекрасным, высокопрофессиональным артистом оркестра. А вот дружба успешного артиста с тем, кто считает себя недооценённым, непризнанным дарованием, вряд ли сложится. Всё в области психологии: у кого адекватная самооценка, тот и человеческие отношения способен выстроить адекватно.
А в кругах состоявшихся исполнителей всё тоже как везде: каждый из нас ищет близких себе по духу, складываются свои компании. Фестивали, по сути, это встречи друзей: руководитель фестиваля приглашает к себе на праздник музыки тех артистов, кого любит и уважает, с кем ему комфортно общаться не только на сцене, но и в жизни. Эти встречи вполне можно назвать встречей музыкального братства!

Последние выпуски программы

Сколько часов в день вы играете на рояле?

Это одна из тех тем, которые невозможно обойти в «Дневнике пианистки». Обычно ответ на вопрос, сколько часов в день занимается тот или иной музыкант, очень интересует детей, обучающихся музыке, но предположу, что и многим взрослым может быть интересно.

А было ли детство?

Это справедливый, пусть и неоригинальный вопрос: а есть ли детство у музыкантов? Это вопрос настолько часто приходится слышать, что уже надо с этим разобраться окончательно. Понятно, что у всех детские годы складывались по-разному, а я могу только о своем опыте рассказать.

А судьи кто?

А судьи кто? Это важный и непростой вопрос, на который должен себе ответить каждый, кто берётся оценивать молодых коллег. Поскольку игра на музыкальном инструменте — искусство, а не спорт, то не существует точно измеримых критериев в духе «быстрее, выше, сильнее».