Если б я был султан

Выпуск 71
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Задумалась я тут об одном замечательном человеке, известнейшем русском меценате, покровительнице искусства — Надежде Филаретовне фон Мекк. Самый известный получатель её доброй и щедрой помощи — Пётр Ильич Чайковский, хотя он был не единственным музыкантом, которому эта великая и удивительная женщина оказывала поддержку. Обладая баснословными материальными ресурсами, она считала счастьем тратить их на благо искусства, на благо музыки. И вдруг я задумалась — а будь я на её месте, что бы я сделала для искусства? Я нашла для себя некие ответы, а затем задала этот же вопрос своим подписчикам в социальных сетях.
Если б я был султан
Самым частым ответом стал такой: «я бы купил новые инструменты в музыкальные школы». Что ж, с этим желанием трудно не согласиться. И если бы во времена Надежды Филаретовны народные общедоступные музыкальные школы были бы так же широко распространены, как они есть сейчас, наверняка и она не осталась бы в стороне от их нужд. Ещё были ответы — «подарил бы инструменты талантливым ученикам, учредил бы стипендии». Был один замечательный ответ: «организовал бы масштабный фестиваль русской оперы». По-моему, великолепная идея! Почему-то сразу представляю это летом, на открытом воздухе, где-нибудь в естественных декорациях… А один человек ответил так: «Для искусства — ничего, по крайней мере в наши дни, когда столько спорных посредственных артистов преподносят как сенсацию. Пожертвовала бы на медицину, на исследования. Когда столько больных людей, то спонсировать искусство (что очень субъективно) мне вообще не приходит в голову». И эту точку зрения я могу понять…
А сама бы я себе ответила на этот вопрос так: я бы возродила существовавшие в советское время дома творчества — композиторов и исполнителей. К сожалению, без такого рода поддержки их возродить вряд ли возможно, а нам очень не хватает такого рода мест силы и вдохновения, куда можно было бы приехать на пару-тройку недель, на свежем воздухе выучить новую программу или написать новое сочинение, а попутно отдыхать, набираться сил, общаться с близкими по духу людьми и обмениваться идеями. Я бы устроила для профессиональных композиторов конкурс популярной песни, а победителям, способным написать песню уровня Александры Пахмутовой — максимальную ротацию на всех теле- и радиоканалах. Я бы также сделала дома для ветеранов труда — исполнительского искусства и педагогики. Чтобы никто из них в преклонном возрасте не оказывался бы в одиночестве и нужде. А общение с такими заслуженными мастерами было бы благотворно для их молодых коллег, которые бы приезжали к ним за общением и консультациями. И конечно, я бы обеспечила инструментами все музыкальные школы страны.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.