Чайковский. «Времена года»
Выпуск 177
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Я очень люблю играть в своих сольных концертах «Времена года» Петра Ильича Чайковского. С самого детства есть в моей голове представление, что это одно из самых важных произведений для русского музыканта. Казалось бы, это довольно несложные технические пьесы — ведь Чайковский писал их в расчёте на исполнение любителями, и печатались они ежемесячно в популярном журнале «Нувеллист». А вышло так, что эта сюита из 12 пьес — 12 месяцев — стала пробным камнем именно для музыкантских качеств исполнителя, проверкой тонкостей настроек его слуха, чувства меры, а главное — состояния души. Буквально в каждой ноте этих пьес требуется и мысль, и чувство высшей пробы благородства и даже нравственной чистоты.
Пьесы рисуют годичный круг жизни традиционной русской усадьбы. Есть среди этих пьес жанровые, бытовые картинки, есть и лирические миниатюры, а есть и глубокие психологические зарисовки.

Январь — «У камелька». Зимой в деревне занятий мало, вот и тянет задремать в теплом месте, так, чтобы даже книжка или рукоделие выпало бы из рук.
Февраль — «Масленица». Наигрыш на гармошке, пёстрая, разноцветная картина весёлого и бесшабашного народного гулянья.
Март — «Песнь жаворонка». Ещё не весна, но небо уже высокое, прозрачное, с голубыми просветами, и откуда-то из дальней выси доносится печальная и трогательная, зовущая весну птичья песнь.
Апрель — «Подснежник». Нежная, трепетная, очень хрупкая музыка, душа переполнена нетерпеливым предчувствием расцвета природы.
Май — «Белые ночи». Тут мы заодно можем вспомнить, что календарь отличался, сейчас белые ночи у нас в июне — и это различие отразилось даже во «Временах года». Это пьеса о любви, которая пробуждается в каждом из нас после долгой зимы, и томительно, и живительно, и чудесно действует, растапливая наши сердца.
Июнь — «Баркарола», то есть музыка на воде. А это уже свидание, возможно, даже признание в любви. Но, пожалуй, настало время создать драматургический контраст, и затем следует три жанровые сцены:
Июль — «Песнь косаря», где жаром пышут луга и словно дрожит раскалённый воздух;
Август — «Жатва», самое горячее время в деревне, и посреди рабочего дня — краткий, но такой необходимый отдых в тени, и снова за работу.
Сентябрь — «Охота». Излюбленное развлечение хозяев русской усадьбы. Вспоминаются страницы произведений Льва Николаевича Толстого.
И вот — Октябрь. Драматическая кульминация всего цикла под названием «Осенняя песнь». У каждого музыканта своя трактовка, я слышу эту музыку так: начинается пьеса как ностальгическая прогулка по красивому и печальному осеннему парку, но затем что-то внутри надламывается, картинка из цветной становится чёрно-белой, и в репризе уже все покрыто мертвящей изморозью. И последние чередования аккордов — как последние вдохи и выдохи, и неизбежный финал…
Но — в ноябре снег лёг уже уверено, и следующая пьеса называется «На тройке». Огромный контраст — пьеса вся искрится, переливается звоном колокольчиков, и тройка бежит лёгким и ровным ходом.
Декабрь — «Святки». А значит, уже отпраздновали Рождество, настало время подарков и балов, святочных гаданий на суженого-ряженого.
Вот такая летопись русской жизни от Петра Ильича Чайковского. Любимая, родная музыка.