Концерт на открытом воздухе

Выпуск 65
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Участвовала я относительно недавно в концерте на открытом воздухе. Да не где-нибудь, а на самой Красной площади! Вот это я понимаю — декорация! Сидишь, играешь, а тебе аккомпанируют кремлёвские куранты.
Концерт на открытом воздухе
Вообще концерт на открытой площадке — это всегда особое дело, всегда незабываемое. Декорации, как правило, удивительные. То это зелёное поле под древними стенами Суздальского кремля, то это одна из самых красивых берлинских площадей Жандарменмаркт, и сцена построена прямо на ступенях знаменитого Концертхауса, то это синтоистский храм в Киото… Такие концерты сравнительно редки, потому что они проходят только в тёплое время года. Тёплое?.. Но почему-то подавляющее большинство моих концертов на воздухе даже летом проходили в холоде! И ладно бы только в России, всё-таки мы северная страна с нестабильным летом. Но когда в начале осени во Франции, в Лионе, температура воздуха была +11… поневоле задумаешься, нет ли тут какой-то закономерности. Самый мой холодный, нет, даже морозный концерт был в Ханты-Мансийске 24 мая, на День славянской письменности. Незадолго до начала концерта пошёл снег, он не таял. На сцену направили тепловые воздушные пушки, и мы были спасены. Ещё был концерт в Суздале, при +9 градусах. В концерте участвовали дети, и было страшно смотреть, как мамочки кутали детей до самого выхода, а потом отправляли их на сцену в платьицах с короткими рукавчиками… Я уже настраивалась выйти, как положено, в открытом платье, сжав зубы, чтобы не стучали. Но — впервые в жизни! — артистическая совесть вдруг сказала мне: «Ни в коем случае! Здоровье важнее всего!», и я вышла на сцену в брюках и теплом жилете на пуху. И, знаете, никто не пострадал морально. Слушатели замерзли не меньше нашего, если не больше. Ещё бывают другие погодные катаклизмы — дождь, например, а для инструментов это убийственно. Если дождь заливает под крышу сцены — концерт надо останавливать. Ветер же не так мешает, он просто начинает уносить ноты с пультов. Для этого случая есть прищепки. Ещё один аспект концертов на воздухе — звук. Как правило, акустики на открытом воздухе нет никакой, и приходится усиливать звук динамиками. С этим тоже связаны разные специальные моменты — как ты будешь звучать, зависит в основном от звукорежиссера.
Конечно, были и очень приятные концерты. На той же берлинской площади я играла Второй концерт Рахманинова, и в медленной части успевала смотреть на небо, где в темпе моей музыки спокойно плыли величественные белые облака. Или концерт в хорватском Дубровнике, где в замке были стены, но не было крыши, и музыка словно уносилась прямо в небеса.
Концерт на открытом воздухе всегда непредсказуем. Но если всё благоприятно, то это большое наслаждение и особенная свобода.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.