Сельская филармония

  • 26 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сельская филармония — на первый взгляд это словосочетание типичный оксюморон, сочетание несочетаемого по смыслу, ведь мы говорим «филармония» и представляем себе большой красивый концертный зал, сверкающие люстры, на сцене симфонический оркестр и так далее. Но, с другой стороны, слово «филармония» означает любовь к гармонии, к музыке. И разве не может любовь к музыке проявиться в полную силу в небольшом посёлке или даже деревне?
Я давно задавала себе этот вопрос. Мы все знаем о том, что великие советские музыканты выступали не только в лучших концертных залах, но и в самых разных домах культуры, на фабриках, в цехах заводов. Правда, не везде в этих местах были достойные пианино — в воспоминаниях тех лет немало сказано о курьёзных случаях, отсутствующих у инструмента педалей или западающих клавишах… А если в зале совсем не было пианино, на помощь приходил баян — очень смешно рассказывал Ростропович, как он приехал в село играть на виолончели под аккомпанемент баяна, и вдруг в зале поднялся огромный дядя и попросил: «будь добр, помолчи немного, дай баян послушать!». И тем не менее: несмотря на многие сложности, государство ставило целью, чтобы культура шла к людям, даже если они живут очень далеко от роскошных филармонических залов. С распадом Советского Союза эта традиция совсем исчезла. Но настали новые времена. В сельских ДК стали проводить работы по реконструкции, во многие из них закупили новые инструменты. И одновременно появились очень хорошие цифровые гибридные фортепиано, на которых можно сыграть полноценный концерт. И в моей голове сложилась ясная картина: надо взять такое цифровое пианино и поехать с туром по деревням и сёлам, туда, где не ступала нога пианиста. Я долго вынашивала эту мысль, и наконец при поддержке Красноярской филармонии и Президентского фонда культурных инициатив моя мечта сбылась. Мы вместе с моим другом и коллегой, замечательным кларнетистом Игорем Фёдоровым создали программу из произведений разных эпох и жанров, и взяв с собой цифровое фортепиано Ямаха (эта дружественная нам компания выступила спонсором проекта), мы поехали в пять разных сёл Красноярского края!
Это было настоящее удовольствие. К нам на концерты приходили взрослые и дети, мы не только играли, но и разговаривали со слушателями, рассказывали им о музыкальных произведениях, которые они услышат, отвечали на их вопросы — было необыкновенно приятно получать вопросы от ребят, было видно, что им искренне интересно! Мы убедились, что наша идея нужна людям, и мы действительно первые академические музыканты, кто к ним приехал и сыграл настоящий филармонический концерт. Энергетика поразительная! Каждый наш концерт длился не меньше двух с лишним часов, но никто не хотел расходиться, а в конце нас благодарили аплодисментами от души и просили приезжать ещё. И мы обязательно продолжим этот проект.

Последние выпуски программы

Ни пуха ни пера!

Когда мне перед выходом на сцену говорят «ни пуха ни пера», я, конечно, знаю, что полагается отвечать. Но никогда так не отвечаю. Я совершенно серьёзно: не хочется заигрывать с нечистой силой перед выходом туда, где так нужна помощь светлых и высших энергий.

Насильно мил не будешь

Я стараюсь не играть музыку, в которую не влюблена. Иногда влюбленность приходит при первом знакомстве с сочинением, иногда она разгорается в процессе работы и проникновения в тайны устройства этой музыки.

Чего нельзя делать в день концерта

Я вам уже как-то рассказывала, как выглядит идеальный день концерта, как чаще всего выглядит реальный день концерта во всём многообразии обстоятельств, благоприятных и не очень. Но мы ещё ни разу не говорили о том, чего категорически нельзя делать в день концерта.