Мастер-класс
Выпуск 88
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мастер-класс — слово красивое, а понятие растяжимое. Под мастер-классом может подразумеваться как открытый урок с присутствием публики, так и занятие один на один педагога с учеником, которое можно было бы назвать и консультацией. Мастер-класс бывает единичным, а бывает и серией уроков, например, в рамках творческой школы. Общее же у всего, что принято называть мастер-классом — это тот факт, что педагог ведёт урок с чужим учеником. Опять же, есть варианты: урок может происходить в присутствии постоянного педагога, а может и в его отсутствие. Все эти отличия в итоге приводят к разному типу и стилю уроков.
Например, от публичного мастер-класса обязательно требуется элемент если не шоу, то, во всяком случае, разговора, который может и должен быть интересен не только конкретному ученику и его педагогу, но и его слушателю в зале. Хотя некоторые артистичные преподаватели действительно делают из открытого мастер-класса самое настоящее шоу, самопрезентацию. Это очень эффектно и интересно, но на мой взгляд, всё же главное, чтобы пользу получил ученик.
Многое зависит от возраста ученика: если он совсем маленький, то необходимо присутствие его педагога. Иначе всё или почти всё, что было сказано, моментально забудется и толку от такого урока с чужим дядей или тётей мало. А вот с постоянным педагогом можно и нужно обсудить дальнейшие задачи и план работы с ребёнком.
Присутствие педагога — момент деликатный. Может случиться, что в игре ученика будут слышны явные педагогические ошибки, не обратить внимание на которые не представляется возможным просто из профессионализма. Например, неверно заученный текст — одна из самых распространённых и очевидных проблем. Вообще от мастера, дающего урок, требуется доброжелательность и дружественный настрой. Нет ничего хуже, чем мэтр, всем своим видом показывающий, что он оказывает ученику великую честь, снизойдя до занятия с ним.
В рамках мастер-класса, на мой взгляд, нет возможности радикально помочь ученику, исправить сразу все его проблемы. Но есть возможность некоторые из них продиагностировать, показать пути их решения, а самое главное — вселить в юного музыканта веру в себя, в свой талант и в свои силы. Поэтому я на своих мастер-классах стараюсь создать максимально дружественную и позитивную атмосферу, не забывая главное правило: сначала похвалить, а потом доброжелательно поработать с тем, что можно исправить. Мне хочется, чтобы у юного музыканта после урока выросли бы крылышки, и чтобы он поверил в то, что если много работать, то все у него обязательно получится.