Как мы описываем музыку словами?
Выпуск 39
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы всё время говорим о музыке словами, вопреки известному высказыванию, которое я однажды здесь уже приводила: «Говорить о музыке — всё равно что танцевать об архитектуре». Однако по большому профессиональному счёту я никак не могу с этим согласиться.
Во-первых, есть специалисты музыковеды, которые сделали слово о музыке главным в своей жизни. Они помогают нам — и профессионалам, и непрофессионалам — разобраться в устройстве музыки, разделить её на различные составные части, понять, «как это сделано», а не просто воспринимать музыку как некий эмоциональный сгусток, не поддающийся определению. И помогают разобраться, какими именно средствами достигнуто то или иное эмоциональное состояние. Есть великие мастера слова о музыке. Например, Чайковский был ещё и известным музыкальным критиком, и статьи Петра Ильича прославили многих его молодых современников — композиторов и исполнителей.
Во-вторых, о музыке словами постоянно говорят педагоги. Чем точнее опишешь словом эмоцию, тем легче её передать в звуках. Для детей мы создаём нечто вроде «эмоциональных словариков», ведь далеко не всё описано композитором с помощью словесных ремарок в нотном тексте. Нам то и дело приходится дополнительно расшифровывать авторскую мысль, помогать ученику найти нужное состояние: здесь ласково, а здесь возвышенно, здесь иронично, а здесь целеустремлённо и так далее. Состояний, которые могут быть выражены в звуках, столько же, сколько всего их человек способен испытать в реальной жизни. Музыка может выразить абсолютно всё!
Но мы, педагоги, говорим не только об эмоциях. Мы учим и технической стороне воплощения текста: мы говорим о музыкальной форме, о штрихах, о динамике — обо всём том, что можно назвать выразительными средствами музыки. Мы проводим параллели между различными видами искусства, обращаемся к образам природы, к драматургии человеческих отношений… Иногда в помощь молодому музыканту нам приходится создавать целые истории, сюжеты, чтобы пробудить его собственную творческую фантазию.
Таким образом, несмотря на то, что, как сказал поэт, «мысль изречённая есть ложь», описывая музыкальные образы словом, мы очень помогаем ученикам. Да и не только ученикам. Нам как исполнителям это тоже полезно. И хотя сама музыка всегда точнее слов о ней, словом можно уточнить образ. Композиторы тоже не против, и зачастую авторские ремарки очень детальны и максимально точно направляют исполнителя.
А придя в концертный зал, мы читаем в программке краткие тексты об исполняемых произведениях, и это помогает нам ещё глубже их понять.
Слово о музыке не заменит саму музыку, но занимает достойное место в её окружении.