Борис Виан. «Пена дней»
Выпуск 20
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Французский писатель Борис Виан, в произведениях которого абсурд соседствует с весёлой игрой, напридумывал целый аттракцион странных вещей. В его романе «Пена дней», например, есть окна с самоликвидирующимися дырами, сейф, который самостоятельно считает деньги, чудо-плита… Однако, без сомнения, самым оригинальным изобретением Виана (кстати, инженера по образованию) стал «пианоктейль» в доме главного героя Колена. Имеется в виду чудесное пианино, способное изготавливать разного рода аперитивы, отталкиваясь от музыки. «Каждой клавише в нем соответствует либо какой-нибудь крепкий напиток, — пишет Виан, уточняя, что „дозы всех ингредиентов определяются длительностью звука“. Ну, а с помощью педали в стакан можно добавить кусочек льда.
Известно, что кроме писательства Виан увлекался серьезно джазом (профессионально играл на трубе), поэтому он со знанием дела продумал всю эту механику и без стеснения входит в детали: например, при исполнении медленной мелодии, «включается особая система регистров, чтобы доза коктейля не увеличивалась, иначе порция получилась бы слишком большой». Такие же ограничения касаются продолжительности пьесы — опять-таки, чтобы не переусердствовать.

И какой же репертуар исполняется на этой чудо-машине? Судя по тексту, в первую очередь, джазовый, в соответствии со вкусами самого Виана. Это и эллингтоновская «Хлоя», и композиция «Loveless Love» и «Блюз бродяги», обещающий коктейль, естественно, с блюзовым вкусом.
Сюрреалистический авангард этот родился, конечно, не на пустом месте. В нем явно присутствует идея синестезии — редкой способности при звуках музыки испытывать цветовые ассоциации (этим даром обладали, как известно, Скрябин, Кандинский, Чюрленис). Только здесь выдумщик Виан — в духе французских авангардных традиций — заменил цвет на вкус. Ведь существовали же сочинённые Эриком Сати модернистские «Пьесы в форме груши» и прочие занятные гибриды. Эксперименты с коктейлями из того же ряда. Кстати, а что случится, если взять на пианоктейле фальшивую ноту? Решительно ничего, поскольку машина рассчитана и на это. Одним словом, удовольствие гарантировано.
Пена дней, Борис Виан, 1946 год.