Антон Павлович Чехов. «Скрипка Ротшильда»

Выпуск 15
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Чеховский рассказ «Скрипка Ротшильда» замечателен тем, что его персонажей-антагонистов сближает общее увлечение — музыка. Оба они, флейтист и скрипач, играют в любительском местном оркестрике (дело происходит где-то в глубинке), причем флейтист Ротшильд — еврей, а скрипач Яков Иванов, как можно догадаться, нет. Однако при том, что Бронза — прозвище Иванова — человек вообще-то грубый, по профессии гробовщик и, более того, даже антисемит, Чехов наградил его незаурядным талантом. «Так как Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни, дирижер Шахкес иногда приглашал его в оркестр с платою по пятьдесят копеек в день», — говорится в рассказе.
При этом увлечение скрипкой раскрывает натуру гробовщика с самой неожиданной стороны. Когда мысли об убытках в ремесле слишком донимают его по ночам, он «кладет рядом с собой на постели скрипку, трогает струны», инструмент в темноте издает звук, и ему становится легче. Выходит так, что контраст в синтезе низменного и высокого, грубого и трепетного делает Иванова не таким уже и однозначным…
Антон Павлович Чехов. «Скрипка Ротшильда»
Эта парадоксальная деталь позволит автору уберечь нас от ранних выводов и проложить дорогу от начальной картины к появлению неожиданной перспективы. В 1894 году, когда писался рассказ, интеллигенция в России еще рассчитывала на грядущие благие перемены в обществе и возможность изменить к лучшему человеческую натуру.
Но вернемся к сюжету. Когда Иванов вдруг внезапно заболевает, ему не жалко умереть — от смерти будет одна только польза и никаких убытков. «Но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой». В итоге Бронза завещает отдать скрипку Ротшильду, ставшему неожиданно последним свидетелем его «прекрасной и скорбной игры». Никаких слов, при этом, произнесено не будет, потому что скрипка заменяет обоим словесный язык — в языке музыки нет необходимости проговаривать многие вещи.
«И теперь в городе все спрашивают: откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка?» — заключает свой рассказ Чехов, замечая при этом, что новый владелец время от времени старается повторить то, что играл Яков.
Скрипка Ротшильда, Антон Чехов, 1894 г.

Последние выпуски программы

Константин Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

«Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев». Так начинается рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Эрнст-Теодор Амадей Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра»

Автор этого произведения сказочник Гофман сменил в 1805-м году одно из своих имён с Вильгельма на Амадей — из преклонения перед гением Моцарта.

Нина Берберова. «Аккомпаниаторша»

Повесть «Аккомпаниаторша» Нина Берберова написала в 1934 году, когда еще жила в Париже и многое из рассказанного могла видеть своими глазами — книги Берберовой, как известно, автобиографичны.

Поиск по сайту