Фёдор Достоевский. «Неточка Незванова»
Выпуск 13
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В ранней повести Достоевского «Неточка Незванова» проглядывается дьявольский образ всемирно известного скрипача, вокруг которого сложился целый миф. Какого? Обо всем по порядку.
Главная героиня — Неточка, образ страдающего ребенка, призвана жить с матерью и отчимом в каморке большого петербургского дома. Она из тех униженных созданий, что отчаянно тянутся к свету, тогда как ее отчим Ефимов — горький пропойца, прозябающий за счёт «злодейки-жены (она якобы загубила его жизнь), — легко вписывается в галерею неудачников, знакомую нам по Мармеладову. Только Ефимов — скрипач, о котором известно, что в нем, „при его полном бессилии, было глубокое и, можно сказать, инстинктивное понимание искусства“.

Интересно, что в юности он был посредственным кларнетистом у богатого помещика, но потом получил по завещанию скрипку и выучился на ней играть. Редкий и очень ценный инструмент достался ему от некоего беспутного итальянца, дурного человека со сверхъестественными чертами. «Дьявол ко мне навязался», — вспоминал об итальянце впоследствии Ефимов. И в самом деле, скрипка стала причиной многочисленных его бед. Она попадает к герою, когда он еще совсем молод, и уже к 30 годам Неточкин отчим превращается в полупомешанного, несчастного человека.
Тема проклятых предметов характерна для романтической литературы, вспомним гоголевский «Портрет» или «Шинель». С романтической детали начинается и «Неточка Незванова», отсылая нас к мифу о… Паганини.
Образ и скрипку итальянского виртуоза, со времени его смерти, принято было считать дьявольскими. А здесь скрипку бедному Ефимову завещал именно итальянец. «Многому он меня научил на мою погибель. Лучше б мне никогда его не видать», — будет сожалеть бедный скрипач. Интересно, что и характер Ефимова описан весьма похожим на характер, приписываемый Паганини: гордыня, вера в собственный гений, склонность к порокам — вот лишь некоторые общие черты. Только талант он, в отличие от итальянца, пропивает, так и не добившись успеха, и умирает в безумии, бросив падчерицу на произвол судьбы.
Кстати, Паганини умер за 9 лет до написания повести, так что память о нем была еще свежа.
Неточка Незванова, Федор Достоевский, 1849 г.