Эрик-Эмманюэль Шмитт. «Соперница»

Выпуск 10
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это совсем свежая книжка, вышедшая в свет в 2023 году с прицелом по-новому осветить старую и изъезженную уже во многих отношениях тему. «Кто вы, синьора?» — спрашивает молодой гид в зале Ла Скала у не известной никому старухи, которая мешает ему своими замечаниями. «Я соперница Марии Каллас, — отвечает та, вызвав оторопь у присутствующих. — Карлотта Берлуми. И уж я знаю о чем говорю»
Имя Берлуми никому, конечно, ничего не говорит, потому что за ним скрывается не реальный человек, а собирательный портрет всех ревнительниц и завистниц, а, может быть, даже и просто мифоманок, которым не давала и не дает спокойно жить слава примадонны assoluta. Французско-бельгийский писатель Эрик-Эммануэль Шмитт придумал нетривиальный ход. Вместо того, чтобы сочинять очередную авторскую биографию дивы, он поспешил создать её портрет от противного — глазами соперницы, звёздное величие которой сокращается в той же пропорции, в какой триумф Каллас растет.
Эрик-Эмманюэль Шмитт. «Соперница»
«Каллас? Это ненадолго. Вот увидите: скоро о ней никто не вспомнит», — уверяет Карлотта, которую неумолимо покидает талант, такой же изменчивый, как и молодость и красота. Особенно соперницу донимает то, что голос новой звезды настолько универсален, как будто он у неё не один. Он может звучать прозрачно, чувственно, тепло, может быть хрустально-небесным, вкрадчивым, героическим… Карлотта даже иногда покоряется обольстительному обаянию Каллас, но тут же приходит в себя, возвращаясь на тропу войны. В ход идут и обольщения журналистов, и магические ритуалы и даже просто отказ аплодировать. Так, мстительница-Карлотта считает, что сорвала гала-концерт звезды в Риме (который в реальности та не смогла завершить из-за простуды).
В итоге мы имеем вариант поединка таланта и посредственности, только в отличие от Сальери, неудачница Берлуми не способна посмотреть на себя со стороны. Главным итогом этого безнадежного турнира становится полное её поражение, отмеченное веской деталью. В конце рассказа тело Берлуми медленно покидает часовню под арию «Vissi d’arte» (Я жила для искусства) из «Тоски» в исполнении — кого бы вы думали? Каллас! При звуках этого скорбного, но прекрасного воздаяния по лицам священника, мальчиков-хористов и всех прочих вокруг текут слёзы.
Соперница, Эрик-Эмманюэль Шмитт, 2023 г.

Последние выпуски программы

Константин Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

«Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев». Так начинается рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Эрнст-Теодор Амадей Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра»

Автор этого произведения сказочник Гофман сменил в 1805-м году одно из своих имён с Вильгельма на Амадей — из преклонения перед гением Моцарта.

Нина Берберова. «Аккомпаниаторша»

Повесть «Аккомпаниаторша» Нина Берберова написала в 1934 году, когда еще жила в Париже и многое из рассказанного могла видеть своими глазами — книги Берберовой, как известно, автобиографичны.

Поиск по сайту