Лев Толстой. «Крейцерова соната»

Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Свою «Крейцерову сонату» Толстой переделывал девять раз. На это ушло более двух лет, что более чем наглядно демонстрирует, какое значение писатель придавал такой важной для него теме — теме брака и семейного долга в свете сложившихся представлений о любви. Считается, что мысль создать повесть внушил Толстому один знакомый актер. «Он же, как отмечала Софья Андреевна, рассказал о неком попутчике на железной дороге, которому изменила жена, и этим-то сюжетом и воспользовался Лев Николаевич — хотя основная мысль или, словами автора, чувство „Крейцеровой сонаты“ исходит из другого источника и принадлежит некоей читательнице, написавшей Толстому письмо об угнетении женщин притязаниями мужчин. „Женщины унижены сладострастием. Тем же и отплачивают“, — записал в дневнике писатель.
Лев Толстой. «Крейцерова соната»
Так и родилась история Василия Позднышева, заставшего однажды свою жену, исполняющую «Крейцерову сонату» вместе с учителем музыки, привлекательным скрипачом. «Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! — будет кипеть Позднышев позже, рассказывая в поезде о совершенном им убийстве. — У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть».
По воле автора, бетховенский опус (9-я соната для скрипки) становится «последней каплей», которая подталкивает обманутого мужа к поступку. «Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда!» — кричит он.
И этот крик Позднышева звучит отражением мироощущения самого Толстого, указывающего на опасность вещей, пробуждающих чувственное начало, — музыки, в первую очередь, хотя в первых вариантах повести речь шла о живописи. Об этом известно по признаниям самого автора. «Слушая музыку, человек получает игру чувств без того, что вызывает их», — был убежден писатель. А это соблазн.
Неудивительно, что многое из рассказанного в повести вызвало неприятие, прогрессивно настроенные современники вступили в полемику с писателем, осуждая толстовский консерватизм, его отказ от любви как стихии. Впрочем, Чехов поблагодарил автора повести уже за то, что «она до крайности возбуждает мысль». Что, между прочим, актуально и до сих пор.
Крейцерова соната, Лев Толстой, 1890 г.

Последние выпуски программы

Константин Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

«Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев». Так начинается рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Эрнст-Теодор Амадей Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра»

Автор этого произведения сказочник Гофман сменил в 1805-м году одно из своих имён с Вильгельма на Амадей — из преклонения перед гением Моцарта.

Нина Берберова. «Аккомпаниаторша»

Повесть «Аккомпаниаторша» Нина Берберова написала в 1934 году, когда еще жила в Париже и многое из рассказанного могла видеть своими глазами — книги Берберовой, как известно, автобиографичны.

Поиск по сайту