Лев Толстой. «Крейцерова соната»
Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Свою «Крейцерову сонату» Толстой переделывал девять раз. На это ушло более двух лет, что более чем наглядно демонстрирует, какое значение писатель придавал такой важной для него теме — теме брака и семейного долга в свете сложившихся представлений о любви. Считается, что мысль создать повесть внушил Толстому один знакомый актер. «Он же, как отмечала Софья Андреевна, рассказал о неком попутчике на железной дороге, которому изменила жена, и этим-то сюжетом и воспользовался Лев Николаевич — хотя основная мысль или, словами автора, чувство „Крейцеровой сонаты“ исходит из другого источника и принадлежит некоей читательнице, написавшей Толстому письмо об угнетении женщин притязаниями мужчин. „Женщины унижены сладострастием. Тем же и отплачивают“, — записал в дневнике писатель.

Так и родилась история Василия Позднышева, заставшего однажды свою жену, исполняющую «Крейцерову сонату» вместе с учителем музыки, привлекательным скрипачом. «Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! — будет кипеть Позднышев позже, рассказывая в поезде о совершенном им убийстве. — У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть».
По воле автора, бетховенский опус (9-я соната для скрипки) становится «последней каплей», которая подталкивает обманутого мужа к поступку. «Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда!» — кричит он.
И этот крик Позднышева звучит отражением мироощущения самого Толстого, указывающего на опасность вещей, пробуждающих чувственное начало, — музыки, в первую очередь, хотя в первых вариантах повести речь шла о живописи. Об этом известно по признаниям самого автора. «Слушая музыку, человек получает игру чувств без того, что вызывает их», — был убежден писатель. А это соблазн.
Неудивительно, что многое из рассказанного в повести вызвало неприятие, прогрессивно настроенные современники вступили в полемику с писателем, осуждая толстовский консерватизм, его отказ от любви как стихии. Впрочем, Чехов поблагодарил автора повести уже за то, что «она до крайности возбуждает мысль». Что, между прочим, актуально и до сих пор.
Крейцерова соната, Лев Толстой, 1890 г.