Гастон Леру. «Призрак оперы»
Выпуск 6
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Какая музыка должна звучать на сцене Гранд-опера, когда в театре орудует призрак? Разумеется «Фауст». И Маргариту непременно обязана петь строго указанная певица, и не должно оставаться невыплаченных долгов. «Иначе зал будет проклят», — обещает бесплотный фантом директору театра в письме. Имеющий уши да услышит… Готический роман Гастона Леру про призрака Оперы пугает и забавляет публику с 1910 года, когда он впервые увидел свет. На его создание автора подвиг фольклор, связанный с возведением главного театра Парижа, а также работа в газете судебным репортёром, которая помотала Леру по миру, включая Россию, где он провел пару лет.
Надо сказать, что именно по возвращении из Петербурга он стал писать свои романы, будоражащие кровь. В «Призраке Оперы», втором из них, странные явления дополняют уже без того необычную театральную среду: падают декорации, слышатся необычные звуки, пропадают вещи. Правда это, или лишь только иллюзия, неизвестно, так как в театре вообще-то возможно все. А призрак тем временем выдвигает новые требования и наставляет попутно молодую певицу, которая называет его ангелом — настолько ласково его обращение.

В общем, загадка заключается в том, что фантом просто неравнодушен к девушке, и это, собственно, его погубит. Ведь неведомый обитатель театра отнюдь не бесплотный дух, а несчастный человек, вынужденный носить маску, скрывающую его уродство. Леру указывает, что у него не было носа, а лицо напоминало череп! Одно время он даже кормился этим на ярмарках, но жизнь, полная невзгод, заставила его скрываться.
Одним словом, мы имеем здесь не мистику и не философскую драму, как та, что получила музыкальное воплощение у Гуно, а авантюрный роман, очередную вариацию на сюжет красавица и чудовище, что не помешало сочинению Леру прожить несколько жизней — и на сцене, и в кино. «Что делать теперь со скелетом призрака? Не бросать же его в общую могилу. Я настаиваю на том, что его место в архивах Академии музыки, — заканчивает свою книгу писатель. И в самом деле — уникальный экземпляр, в архивных шкафах других таких нет.
Призрак оперы, Гастон Леру, 1909–1910 гг.