Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Кавалер Глюк»

Выпуск 4
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
С этой новеллы, написанной в 1808 году, начался путь Гофмана-писателя. Прежде будущий автор «Щелкунчика» посвящал себя исключительно музыке, служа капельмейстером в различных местах. Неудивительно, что, пробуя себя в новом деле, молодой человек обращается к теме, которая ему особенно близка. А если точнее, то поводом для рассказа стало небрежное исполнение в Берлине сочинений Моцарта и Глюка соперником Гофмана по музыкальному цеху.
Новелла получила название «Кавалер Глюк» и представляет собой рассказ берлинского жителя о таинственном гении, появляющемся в неожиданных местах. «Торжественно приблизился он ко мне, — сообщает рассказчик, — ласково взял меня за руку и с загадочной улыбкой произнес: Я — кавалер Глюк!» Только вот задача, Глюк умер умер в 1787 году, а действие рассказа происходит во время наполеоновских войн. И вот тут начинаются загадки. Кем же был этот странный человек, глаза которого сверкали «каким-то юношеским огнем»? Гениально одаренным безумцем, поверившим в то, что он автор «Альцесты» или же призраком покойного Глюка (тем более что «бумага в его доме совсем пожелтела, а чернильница затянута паутиной»)? Зная будущего Гофмана, у которого фантастика и реальность оказываются двумя сторонами одной и той же медали, вопрос остается открытым.
Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Кавалер Глюк»
Такой подход позволяет исключить снисходительное отношение к незнакомцу как к умалишенному и более серьезно отнестись к откровениям, с которыми знакомит нас литературный герой. «Это широкая проезжая дорога, — говорит он о сочинении музыки, — и все, кому не лень, суетятся на ней и торжествующе вопят: „Мы посвященные! Мы у цели!“ А между тем…» Между тем, лишь немногие способны преодолеть царство грёз и достичь истины. «Взгляните на солнце, — витийствует далее загадочный человек, — это трезвучие, из которого сыплются аккорды». Может, и вправду безумец?
Молодой, романтически настроенный Герцен в своем очерке «Гофман», писал, что Глюк из этой новеллы воплощает собой образ художника вообще, «кем бы он ни был — будь-то Буонарроти или Бетховен, Данте или Шиллер». Одним словом, перед нами, кажется, притча.
Кавалер Глюк, Эрнст Теодор Амадей Гофман, 1808 г.

Последние выпуски программы

Константин Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

«Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев». Так начинается рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Эрнст-Теодор Амадей Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра»

Автор этого произведения сказочник Гофман сменил в 1805-м году одно из своих имён с Вильгельма на Амадей — из преклонения перед гением Моцарта.

Нина Берберова. «Аккомпаниаторша»

Повесть «Аккомпаниаторша» Нина Берберова написала в 1934 году, когда еще жила в Париже и многое из рассказанного могла видеть своими глазами — книги Берберовой, как известно, автобиографичны.

Поиск по сайту