Гайдн и певица Луиджа Польцелли
16 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Они встретились в 1779 году. Ему было 47 лет, ей — 19…
Певица Луиджа Польцелли, мавританка из Неаполя, была принята на службу в оперный театр князей Эстерхази. Изначально она заключила двухлетний контракт, но уже с первых репетиций стало ясно, что её исполнительский уровень весьма невысок. При венгерском дворе ценили хороший вокал, а потому были готовы досрочно отказаться от услуг госпожи Польцелли. Однако певица провела в поместье Эстерхаз одиннадцать лет…
В те годы Йозеф Гайдн в должности княжеского обер-капельмейстера руководил оперным театром. Не слишком счастливый в собственном браке композитор и певица, не очень довольная своим мужем, страдающим от чахотки, — роман (к счастью или увы) был практически неизбежен. Мало кто из исследователей сомневается в том, что именно Гайдн просил князя Миклоша оставить Польцелли при дворе. Чтобы оправдать участие Луиджи в оперных постановках, маэстро писал для неё не слишком обременительные партии, приспосабливая музыку к её скромным способностям.
Поначалу это могло показаться проявлением отеческой заботы, ведь Йозеф Гайдн был на 28 лет старше Луиджи Польцелли. Но злые языки к наивности не склонны. В 1783 году певица родила сына. И бессердечная молва тут же нарекла Гайдна отцом. Маэстро своего отцовства никогда напрямую не признавал, но всю жизнь трогательно опекал мальчика, а после смерти формального отца стал его официальным опекуном.
Розмари Хьюз, биограф Гайдна, оценивая его отношения с Луиджей Польцелли, отмечает, что это была большая любовь, и «оба они с нетерпением ждали возможного брака». Вот только Римско-католическая церковь дозволяла подобное лишь после смерти прежних супругов.
Когда ушёл из жизни князь Миклош Эстерхази, опера при венгерском дворе звучать перестала. Луиджа с мужем и детьми переехала в Вену, Гайдн отправился покорять Туманный Альбион. Во время своих лондонских гастролей он узнал, что его возлюбленная стала вдовой. В одном из своих проникновенных писем к ней маэстро даёт понять, что новому браку не мешает ничего, кроме старой жены. В ожидании счастья певица удалилась в Болонью. Маэстро тем временем удовлетворял её финансовые потребности.
Гайдн овдовел почти семидесятилетним. Когда позволили приличия, Луиджа явилась напомнить ему об обещании. Однако в ответ услышала примерно следующее: «Я уже слишком стар для новой семьи. Но если вдруг когда-нибудь решу жениться, то предложу руку именно вам». В своём завещании композитор не забыл любимую меццо-сопрано. Героине его романа полагалось пожизненное содержание в размере 150 флоринов. Отдельно было оговорено следующее: если Луиджа Польцелли станет требовать большего, она не получит ничего…
Первая опера, в которой Йозеф Гайдн уделил внимание Луидже Польцелли, называлась «Необитаемый остров». Согласно либретто Пьетро Метастазио, каждый из героев — образец благородства и безупречной верности.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.