Завещание Йозефа Гайдна

  • 21 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
С раннего детства родители приучили Йозефа Гайдна к усердию, бережливости и порядку. И он был чрезвычайно щепетилен в денежных вопросах. Своё завещание композитор начал составлять в 1801 году, за восемь лет до кончины. Он постоянно вносил в текст дополнения, стараясь не забыть никого, кому был хоть чем-то обязан, кто был к нему добр и кого маэстро любил.
В годы юношеской неустроенности Гайдн снимал угол у парикмахера по фамилии Келлер; его младшей дочери, Йозефе, музыкант предложил руку и сердце. Этот брак не состоялся: невеста предпочла стать монахиней. К тому времени, когда её монастырь по указу императора Иосифа II расформировали и сёстры божьи вновь стали гражданскими лицами, Гайдн уже был женат. Тем не менее маэстро не забыл о своей первой привязанности и посвятил ей в завещании строчку, начинающуюся словами: «Бывшей монахине Йозефе…»
Последняя воля композитора напрямую коснулась ещё одной женщины, с которой его связывали лирические узы. Певица Луиджа Польцелли в девятнадцатилетнем возрасте начала карьеру в оперном театре князей Эстерхази, которым руководил Гайдн. Маэстро признавался, что любил Луиджу; разноголосые сплетни и некоторые косвенные улики подтверждают наличие у них общего сына. Когда жизнь развела эту пару по разным городам и странам, Гайдн продолжал откликаться на материальные претензии возлюбленной. Однако параграф завещания, касающийся Луиджи Польцелли, содержал одну оговорку: если дама будет высказывать недовольство размерами причитающихся средств, то она не получит ни-че-го.
Поразительно, как много внимания и денег уделил Гайдн тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием. Добрые люди были поражены его щедростью и со слезами на глазах благодарили за обеспеченное будущее. Завещание Гайдна было составлено со скрупулёзностью настоящего хозяина. К примеру: «Завещаю моей верной и добросовестной кухарке Анне Кремницер находящиеся в её комнате постельное бельё, два льняных покрывала, четыре кресла, стол, комод, часы со звоном, зеркало, икону Богоматери, крест, утюг, глиняную кухонную посуду и все кухонные мелочи».
Городок Рорау, где родился Гайдн, располагался во владениях имперского камергера графа Карла Леонарда фон Гарраха. Его сиятельство решил установить там прижизненный памятник маэстро. В знак благодарности за оказанные почести композитор выразил готовность вечно заботиться о монументе. В завещании он определил сумму, которую следует вложить в ценные бумаги, с тем чтобы ежегодные проценты покрывали уход за его мемориалом.
Нам с вами Йозеф Гайдн завещал огромное количество прекрасных музыкальных произведений. Среди них 14 месс, 14 ораторий, 24 оперы, 36 концертов, 83 струнных квартета, 104 симфонии, сонаты, кантаты, фантазии и танцы.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

  • 20 сентября 2020

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

  • 19 сентября 2020

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...

  • 18 сентября 2020

Гайдн и церковь

До сих пор исследователи жизни и музыки Гайдна продолжают задаваться вопросом, сколь глубоко он был религиозен. Маэстро жил в согласии с католическими законами, но не по всей их строгости...