Внешность Гайдна
19 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза, поскольку он оставался верен устаревшей моде и носил панталоны до колен. Его ястребиный нос (как, впрочем, и всё лицо) был сильно изрыт оспой, так что даже ноздри имели разную форму. Тем не менее черты его лица были довольно правильны.
Первая из тридцати бесед Альберта Диса с Гайдном состоялась 15 апреля 1805 года. Вот каким получился сиюминутный портрет: «Лицо его было радостно, а глаза удивительно проницательны. Бодрый взгляд, смуглый, с румянцем, цвет лица, в высшей степени чистое платье. Гайдн был полностью одет: в напудренном парике, в туфлях и перчатках — всё это отметало всякую мысль о недугах и придавало семидесятитрёхлетнему старцу здоровый облик человека лет за пятьдесят. Когда маэстро был серьёзен, его лицо выражало достоинство, однако во время бесед я чаще видел его весёлым, улыбающимся. При этом я не помню, чтобы он громко смеялся».
С самого раннего детства отец и мать Гайдна приучали сына к чистоте и порядку. А поскольку семья жила бедно, бережливость и усердие были в числе главных добродетелей. Свой первый парик Гайдн получил от родителей: в нём мальчик выглядел гораздо опрятнее. Когда же его отдали на попечение другим людям, поддерживать достойный внешний вид стало трудновато: парик и платье, увы, не вечны, а обновками юного хориста не баловали. По собственному признанию Гайдна, вынужденная неаккуратность в одежде очень смущала его даже в бесшабашные детские годы.
Парик с косичкой и буклями по бокам сызмальства вошёл в обиход композитора. Всю жизнь маэстро носил его лишь на два пальца выше бровей, отчего его лоб казался очень низким.
На службе у князей Эстерхази Гайдн был возведён в офицеры, а потому каждое утро он облачался в униформу. Её цвет менялся в зависимости от модных тенденций и прихотей патрона. В один год доминировал зелёный, в другой — голубой с серебряными элементами. Случился даже период малинового обмундирования. Маэстро признавался, что был чрезвычайно горд, когда впервые предстал в мундире перед отцом.
Одеваясь в штатское, Гайдн выбирал вещи изящные и даже изысканные. Камзолы и чулки ему шили из тонкого шёлка. Потакая этой слабости, знакомые дарили маэстро тончайшие ткани, привезённые из Индии.
Композитор был настолько небезразличен к одежде, что в своём завещании давал указания, как распорядиться его гардеробом. В частности, его верному слуге Иоганну Эльслеру полагались: одноцветное платье, сюртук, панталоны, пальто и шляпа.
Büste Joseph Haydn, von Franz Christian Thaler; Wien um 1800 Wien, Kunsthistorisches Museum, Sammlung alter Musikinstrumente (Neue Burg), Inv. Nr. SAM 350
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.