Гайдн и распорядок дня
14 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Обычный день Гайдна был расписан практически по минутам, и мало что могло изменить этот распорядок. Летом композитор вставал в 6.30 утра и первым делом брился (до семидесяти лет он делал это самостоятельно). Затем он одевался. Маэстро никогда не выходил к визитёрам, если не был заранее полностью одет. Когда кто-то из друзей являлся к нему неожиданно, он старался выиграть время, чтобы, по крайней мере, надеть парик. Бывало, что во время утреннего туалета уже присутствовал ученик, и тогда маэстро, продолжая заниматься панталонами или камзолом, слушал его игру, отмечал ошибки, давал указания и определял задание на следующий раз.
Завтрак подавали ровно в восемь. Сразу после него Гайдн садился за инструмент и начинал импровизировать в расчёте на то, что его посетят нужные музыкальные мысли. Если вдохновение было благосклонно, маэстро записывал идеи, чтобы впоследствии тщательно проработать наброски и придать им форму готового произведения. Когда мелодии не шли на ум, он вставал, брал чётки и обращался к Всевышнему, моля о просветлении. Чаще всего это помогало.
В половине двенадцатого наступало время принимать или отдавать визиты. На службе у князей Эстерхази ежедневный график капельмейстера включал в себя обязательную встречу с патроном. Гайдн выслушивал княжеские указания, касающиеся ближайших увеселений, выяснял, где именно состоятся празднества, какую именно музыку и по какому поводу необходимо сочинить и что из уже написанного требуется отрепетировать с оркестром к сегодняшнему вечеру.
Время с двух до трёх дня было отдано обеду. После трапезы Гайдн обращался к домашним делам или читал у себя в библиотеке. В четыре он вновь приступал к музыкальным занятиям, в список которых входили оркестровки утренних набросков. С восьми до девяти вечера обычно следовала прогулка, после которой маэстро вновь работал с партитурами. Если вечерние концерты и спектакли не нарушали заведённого ритма, то скромный ужин, состоящий из хлеба и вина, подавали к десяти. Разумеется, когда маэстро проводил вечер не дома, меню диктовали организаторы застолья. Спать Гайдн отправлялся, по обыкновению, в половине двенадцатого.
Зима не вносила особых изменений в распорядок дня. Лишь по утрам композитор вставал на полчаса позже.
В последние пять-шесть лет жизни этот деятельный по натуре человек потерял возможность трудиться. Лишь тогда он пристрастился к послеобеденному отдыху: маэстро переодевался в ночную рубашку и шлафрок и спал с половины пятого до пяти.
Гайдну в равной степени были присущи любовь к порядку и усердие. Таково было родительское воспитание, и, по его собственному признанию, это стало его второй натурой. Из-под пера композитора вышло огромное количество произведений. Такой объём работы может проделать лишь тот, кто мудро использует своё время. Гайдн ни минуты не оставался без дела, считая, что для отдыха достаточно перемены занятий.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.