Гайдн и масонская ложа

  • 13 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Во второй половине XVIII века Европу охватывает увлечение духовно-мистическими учениями. В Австрии массовый расцвет масонства пришёлся на годы правления достаточно либерального императора Иосифа II. Однако, в противоположность Германии, чьи устои в то время потрясали жаркие доктринёрские дискуссии, деятельность австрийских лож отличала тихая провинциальность. Они были центрами культурного развития, дружеских, свободных встреч между людьми, составляющими так называемую «культурную ткань общества». Среди знаменитых европейских масонов числились Гёте, Гейне, Вольтер, Паганини, Лист, Сибелиус, Россини и Пуччини.
Йозеф Гайдн примкнул к вольным каменщикам 1 февраля 1785 года. По одной из версий, в ряды масонов маэстро увлёк молодой друг Вольфганг Амадей Моцарт, который годом ранее сам стал членом ложи «К истинной гармонии». Вступительные взносы в Австрии, как и повсюду в Европе, были довольно высоки, хотя и пропорциональны доходам. Рано или поздно каждая масонская «мастерская» обзаводилась собственным юридическим статусом и вливалась в великую ложу страны.
Гайдн и масонская ложа
Гравюра Йозефа Гайдна с эмблемой масонов, автор — Шарпонье
С одной стороны, Гайдн был всерьёз увлечён идеями масонства. В его библиотеке обнаружилось довольно много книг, посвящённых истории и теории этого движения. С другой стороны, документальных свидетельств того, что композитор принимал активное участие в заседаниях своей ложи, не найдено. Его друг Моцарт прослыл убеждённым и увлечённым масоном. Известно немало его произведений, написанных для обрядов и торжеств братства, а его оперу «Волшебная флейта» считают своего рода «музыкальным кодом» масонства. Интерес Гайдна к масонству был, скорее всего, сугубо светским. Вдобавок маэстро слыл убеждённым католиком, а некоторые масонские обычаи католицизму противоречат. Сохранилась запись о том, что в 1787 году масонская ложа «К истинной гармонии» перестала числить Гайдна среди братьев.
Однако в течение жизни композитор поддерживал тесные связи с вольными каменщиками. Его лондонский импресарио Иоганн Саломон был членом британского братства. Свои «Парижские симфонии» маэстро написал по заказу французских масонов для оркестра «Олимпик де ла Парфе эстим», который представлял собой отдельную масонскую ложу. К масонам относился барон Готфрид ван Свитен — дипломат и меценат, участвовавший в судьбах Моцарта и Бетховена. Гайдну он оказал неоценимую услугу, переведя на немецкий либретто для оратории «Сотворение мира». Критики скептически оценивают качество перевода, дескать автору не хватило поэтического дара, живого и яркого воображения, выразительности и силы эпитетов. Но выбора у Гайдна не было, ведь написать музыку на оригинальный английский текст ему было не под силу.
С вступлением на австрийский престол последнего императора Священной Римской империи Франца II масонское движение впало в немилость. Указ, запрещающий в Австрии братство, вышел в 1795 году.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...