Гайдн и его инструменты
10 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гайдна в полной мере можно назвать мультиинструменталистом. Раньше всего он овладел собственным голосом и с шести лет перестал быть обузой для родителей, поскольку за пение в церковных хорах, сначала в Хайнбурге, затем в Вене, его кормили, одевали и даже учили. Вокалисты, соприкасающиеся с творчеством Гайдна, отмечают, что его произведения очень удобно петь. Композитор оттачивал ремесло в капеллах, повышал свой профессиональный уровень, присутствуя на уроках итальянского мастера Николы Порпоры, а потому знал, как организовать музыкальную линию с максимальным комфортом для певца.
Вместе с вокалом Гайдн начал потихоньку осваивать скрипку и орган. Эти два инструмента помогли подростку выжить в Вене, когда из-за мутации голоса его выгнали из церковной капеллы. Скрипка позволяла заработать некоторое количество монет на улицах и на торжествах. Органисты требовались в нескольких венских церквях, и в иные дни юному музыканту приходилось в буквальном смысле перебегать из одного храма в другой, чтобы успеть ко всем богослужениям.
Впоследствии Гайдн сочинил очень много органной музыки. Среди самых ярких произведений — две мессы: одна — для большого инструмента, другая — для малого.
Увлечение скрипкой привело к тому, что композитора единогласно признали основоположником жанра «струнный квартет». Для двух скрипок, альта и виолончели Гайдн начал сочинять ещё в голодные венские годы. Эта музыка сделала его популярным в вельможных кругах, с её помощью он получил свою первую капельмейстерскую должность. Дружба с Моцартом зачастую протекала под аккомпанемент струнных квартетов, в которых Вольфганг Амадей обычно играл на альте, а Йозеф брал на себя партию второй скрипки.
Йозеф Гайдн, портрет Людвига Гуттенбрунна, 1770 или 1791
Клавишные инструменты — клавиры, клавесины, фортепьяно — были подвластны обоим гениям. И Моцарт, и Гайдн отдавали предпочтение инструментам работы венского мастера Антона Вальтера. В процессе недавней реставрации два фортепьяно, принадлежавшие некогда двум великим музыкантам, подверглись сравнительной экспертизе. Выяснилось, что деки обоих инструментов выполнены из ствола одного дерева.
Обычно Гайдн работал за клавиром. Он просыпался с восходом солнца и усаживался импровизировать. Среди спонтанного сплетения нот он старался уловить некую свежую мелодию, над которой впоследствии работал тщательно и предметно. Так он писал для привычных струнных или клавишных, так он придумывал оперные партии, так сочинял и для куда более экзотичных инструментов, к которым относился баритон. Специалисты утверждают, что баритон — это нечто среднее между виолой да гамба и виолончелью. Главная особенность его состоит в наличии второго ряда струн, которые резонируют, усиливая звучание основного. Князь Миклош Эстерхази был увлечён игрой на баритоне и требовал от Гайдна новых сочинений. Маэстро был вынужден освоить и этот музыкальный инструмент, но старался скрывать своё мастерство, поскольку его патрон плохо переносил конкуренцию.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.