Гайдн и князья Эстерхази

9 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Судьба Гайдна была теснейшим образом связана с тремя князьями из знатного венгерского дворянского рода Эстерхази. Один монарх принял его на службу, другой сделал главным придворным капельмейстером, третий даровал композитору свободу.
Князь Пал Антал Эстерхази, наследник одного из самых влиятельных аристократических родов Венгрии и Австрии, прослыл передовым правителем и последовательным поклонником изящных искусств. Он первый в своей семье создал постоянный оркестр. Руководить музыкой при дворе Эстерхази было поручено уважаемому композитору Грегору Вернеру. Однако был он уже в возрасте, и князь подыскивал ему в помощь молодое дарование. Стечение обстоятельств (достойная репутация, прежнее место работы, рекомендации знакомых) привело в 1761 году на место вице-капельмейстера двадцатидевятилетнего Йозефа Гайдна.
Вскоре после того как маэстро обосновался в княжеском замке в Айзенштадте, состав оркестра расширили. Дотошные исследователи насчитали в нём пять скрипок или виол, одну виолончель, один контрабас, одну флейту, два гобоя, два фагота, две валторны и один комплект литавр. Был и небольшой хор: два сопрано, один альт, два тенора и бас. Князь Пал Антал обожал музыку и сам играл на скрипке и виолончели. Собранная им коллекция партитур и либретто была впечатляющей. Хотя Гайдн был всего лишь слугой в условиях почти феодальной системы и находился в полной власти своего патрона, это его устраивало, так как давало возможность писать практически любую музыку и слышать её исполненной.
Уже через год после начала службы Гайдна при дворе Эстерхази во главе венгерской королевской семьи встал князь Миклош. Развлечения, в число которых входили музыка и театр, стали главным делом его жизни. Это он построил в болотах у озера Нойзидлер роскошный дворец, соперничавший с Версалем. Это по его приказу там были оборудованы концертный зал, оперный и марионеточный театры. Это он ради того, чтобы среди лета развлечь австрийскую императрицу Марию Терезию катанием на санях, распорядился все дорожки в саду щедро посыпать солью. При князе Миклоше Гайдн стал придворным обер-капельмейстером.
Очередной правитель, Пал Антал — младший, к музыке был вполне равнодушен. Оркестр и театр он распустил, но сохранил Гайдну пожизненное содержание. Композитор мог вполне свободно заниматься творчеством, лишь изредка сочиняя для венгерского двора и участвуя в избранных торжествах. Таких, к примеру, как визит лорда Нельсона. Прославленный британский флотоводец согласился посетить Айзенштадт только ради того, чтобы его возлюбленная, Эмма Гамильтон, смогла помузицировать с Гайдном и спеть с ним дуэтом.
Лишь в 1803 году недавно отметивший семидесятилетие Гайдн окончательно покинул свой пост при дворе венгерских князей. Впрочем, сам титул придворного капельмейстера оставался с ним до самой смерти.
Гайдн и князья Эстерхази
Гайдн и князья Эстерхази
Йозеф Гайдн и Князь Николаус I Эстерхази, серебряная медаль
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...