Гайдн — учитель и ученики
29 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Франц Йозеф Гайдн родился в маленьком городке Рорау в восточной Австрии. Его отец был простым ремесленником, что абсолютно не мешало ему неплохо играть на арфе. Маленький Йозеф обладал хорошим слухом, красиво пел и мечтал освоить скрипку.
В шестилетнем возрасте родители отослали его в Хайнбург. Этот населённый пункт был не таким сонным, как Рорау. Вдобавок родственник работал в местной школе и руководил церковным хором. С семи до десяти утра были уроки, затем месса в церкви и новые занятия. Когда нелёгкий день подходил к концу, дети учились играть на скрипке и клавире. Вспоминая этот этап своего становления, маэстро говорил: «Я очень многому научился, хотя порой пинков получал больше, чем еды».
В 1740 году в Хайнбург в поисках новых юных хористов прибыл Карл Георг Рейтер, недавно назначенный капельмейстером собора Святого Стефана в Вене. Во время прослушивания на столе стояло большое блюдо с вишнями. Гайдн продемонстрировал прекрасный голос и на удивление легко справился с довольно сложным вокальным заданием, за что получил целую пригоршню сочных ягод. Эта вишня была самой сладкой в его жизни!
Первые венские годы Гайдна трудно назвать безоблачными. Карл Рейтер мало интересовался образованием вверенных ему детей. Честолюбивого капельмейстера в основном заботило, чтобы его хор звучал идеально. Скромная общеобразовательная программа строилась вокруг богословия, латыни, математики и письма. В музыкальную часть входило обучение пению, игре на скрипке и клавире. Теория музыки и композиция не преподавались. Хористы жили впроголодь и бесконечно радовались, когда им доводилось участвовать в свадьбах и похоронах: здесь можно было досыта поесть! Те годы маэстро характеризовал так: «У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны. Я больше слушал, чем изучал».
Когда в подростковом возрасте голос Гайдна начал ломаться, из церковного хора его попросту выгнали. Нужда заставила подрабатывать уроками. Но деньги он тратил не только на еду и ночлег. Юноша вплотную занялся самообразованием. На сэкономленные гроши будущий маэстро
приобрёл учебник по контрапункту «Gradus ad Parnassum» Иоганна Йозефа Фукса, энциклопедический труд Иоганна Маттезона «Совершенный капельмейстер» и трактат Карла Филиппа Эммануэля Баха «Опыт об истинном искусстве игры на клавире». Прислуживая итальянскому композитору и мастеру вокала Николе Антонио Порпоре, Гайдн получал необходимые знания и опыт. Он всю жизнь был благодарен своим учителям: и тем, кто наставлял его лично, и тем, с кем он был знаком лишь по книгам и нотам.
Так получилось, что композитор написал всего одно произведение для исполнения в четыре руки. Этот дивертисмент, неизбежно вызывающий улыбку, впоследствии был назван «Учитель и ученик». В нём уверенные пассажи мастера перемежаются робкими школярскими попытками повторить исполненное.
Гайдн, Бетховен и Моцарт — Jul. Seghers Anvers 1913, © IHS-0321-AK
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.