Гайдн и Моцарт
28 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Их появление на свет отделяло 24 года. Младший ушёл из жизни на 18 лет раньше старшего. Два великих музыканта, два классика XVIII века — Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт — были не только знакомы, но и дружны. Они испытывали друг к другу искреннее уважение и любовь, между ними не было ни зависти, ни соперничества.
Существует вероятность, что познакомились они в 1781 году в Вене, когда с разницей в один день развлекали наследника российского престола Павла Петровича и его супругу Марию Фёдоровну во время их европейского вояжа. Так называемые «русские квартеты» Гайдна привели Вольфганга Амадея в состояние творческого возбуждения. Он был настолько увлечён новыми музыкальными идеями старшего коллеги, что поставил себе задачу создать нечто подобное. Вскоре Моцарт закончил свои первые шесть струнных квартетов. И чрезвычайно гордился тем, что мог сопроводить рукопись автографом: «Моему дорогому другу Йозефу Гайдну».
Господа сочинители часто общались и совместно музицировали: Моцарт предпочитал альт, Гайдн — скрипку. Случалось это преимущественно в зимний период, поскольку летом служба у князей Эстерхази поглощала жизнь Гайдна почти без остатка. Оба принадлежали к одной масонской ложе. И сокрушались, что взаимно и по уважительной причине не смогли присутствовать на посвящении друг друга в «Вольные каменщики».
Моцарт не был учеником Гайдна, но часто показывал ему свои новые произведения и с благодарностью принимал любую критику. Есть версия, что именно Моцарт стал автором прозвища Папа Гайдн. В этом не было ни намёка на фамильярность, скорее безусловное признание авторитета и в известной степени соблюдение сыновней субординации. Ведь Гайдну случалось вполне по-отечески опекать близкого друга. Однажды он получил из Праги заказ: требовалось написать оперу. Маэстро был настолько загружен делами в оперном театре князей Эстерхази и повседневной суетой, что чуть было не отказал. Однако вспомнил, что Моцарт в эти дни чрезвычайно нуждался, и порекомендовал богемским заказчикам своего друга, утверждая, что лучшего
композитора им не сыскать. К рекомендациям он приписал: «Простите, что выражаюсь так открыто, но я очень люблю этого человека».
Их последняя известная встреча состоялась накануне отбытия Гайдна в Лондон. За ужином Вольфганг Амадей грустил, словно предчувствовал, что больше они не увидятся. Стараясь подсластить горечь расставания, он полушутливо причитал: «Папа Гайдн, ты не воспитан для большого света и к тому же плохо знаешь иностранные языки». Умудрённый Гайдн гордо отвечал: «Мой язык понимают во всём мире».
Весть о смерти друга застала Гайдна через год после этого разговора. В те дни маэстро работал в Лондоне над Симфонией № 98. Музыковеды склонны полагать, что вторая часть этого произведения звучит как реквием, посвящённый Моцарту.
Открытка французского художника с изображением Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта © IHS-0231-AK
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.