Гайдн и Россия

26 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В России Гайдн никогда не был. Тем не менее он водил знакомство с русскими аристократами, среди которых были даже члены царской семьи.
В 1781 году русский цесаревич Павел Петрович, будущий император Павел I, в сопровождении своей второй жены Марии Фёдоровны, урождённой Софии Доротеи Вюртембергской, отправился в длительный европейский вояж. Историки часто сравнивают эту поездку с «Великим посольством» Петра I. Во-первых, путешествие двадцатисемилетнего великого князя и его двадцатидвухлетней супруги было столь же насыщенным, познавательным и дипломатически целесообразным. Во-вторых, царственная чета, как и великий предок, путешествовала по Европе инкогнито, выбрав для себя псевдонимы графа и графини дю Нор (в дословном переводе — Северные). В столице Силезии Троппау путешественников лично встретил император Священной Римской империи, австрийский эрцгерцог Иосиф II. В его карете Павел Петрович и его жена продолжили путь в Вену, где и обосновались в зимней резиденции местных Габсбургов — замке Хофбург.
Программа пребывания именитых путешественников в австрийской столице включала чрезвычайно содержательную культурную часть. В череде балов и концертов нашлось место своеобразному музыкальному поединку, в котором участвовали Вольфганг Амадей Моцарт и его итальянский коллега, композитор и пианист Муцио Клементи. День спустя в покоях Марии Фёдоровны несколько струнных квартетов, специально написанных к торжественному случаю, исполнял Йозеф Гайдн и приглашённые им музыканты. Существуют документальные свидетельства того, что великая княгиня была в восторге, взяла у маэстро несколько уроков пения, воспользовавшись случаем, и даже подарила ему шкатулку с бриллиантами. Шесть произведений, которые Гайдн посвятил Павлу I, были объединены в op. 33 и до сих пор неформально называются «русскими квартетами».
Спустя некоторое время в Петербург отбыл композитор, пианист и органист Сигизмунд фон Нойком. Гайдн воспользовался случаем и отправил со своим любимым учеником послание к Марии Фёдоровне Романовой (в то время она уже была вдовой Павла I). К письму маэстро приложил двадцать свеженаписанных песен в явной надежде на то, что императрица не забыла его уроки и продолжает заниматься пением. Ответ Гайдну был очень тёплым и личным, к нему прилагался бриллиантовый перстень.
Сигизмунд фон Нойком, выступивший в роли почтальона, задержался в России на четыре года. Он занимал должность капельмейстера Немецкого театра в Петербурге и весьма активно популяризировал в Российской империи творчество Гайдна, чья оратория «Сотворение мира» была исполнена на открытии Петербургского филармонического. Эта одна из старейших в России общественных музыкальных организаций сделала маэстро своим почётным членом. В 1808 году её руководители распорядились отчеканить памятную медаль с профилем композитора. Медаль и сопроводительные документы доставил семидесятишестилетнему Гайдну в Вену тогдашний глава российской дипломатии князь Александр Куракин.
Гайдн и Россия
Медаль Йозефа Гайдна, сделанная Карлом Леберехтом по инициативе Филармонии Санкт-Петербурга. 1808 © BLM HM 91
Гайдн и Россия
Почтовая марка с изображением Йозефа Гайдна, СССР 1959 © Личная коллекция Вальтера Райхера.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...